История моды маски куклы костюма

Куклы, маски и сцена

История кукол и сценических масок

Первое, что всплывает в памяти при упоминании итальянского театра кукол, – имя Пульчинеллы. Рождение этого итальянского кукольного героя произошло, как думают историки, на рубеже XV и XVI столетий. Они исходят из того, что в более ранней литературе его имя не встречается. И хотя истоки итальянских кукольных представлений уходят, вероятно, к Древнему Риму, их история вырисовывается более-менее отчетливо с XVI века.

Куклы, марионетки и маски Италии

К этому времени (конец XV и начало XVI века) на территории современной Италии (после падения Римской империи в V веке и до второй половины XIX столетия Италия была раздроблена на множество самостоятельных областей) процветали по крайней мере три формы кукольных представлений: простейшие уличные куклы, танцующие на доске; перчаточные куклы, выступавшие также под открытым небом, но в своем маленьком театрике, надстроенном над легкой переносной ширмой-палаткой; марионетки, или куклы на нитях, начинавшие, видимо, уходить с улицы под постоянную крышу: расставаясь с бродячей жизнью, марионетки обзаводились собственными помещениями.

В XVII–XVIII веках зрительные залы почти без исключений располагались в подвалах или первых этажах старинных особняков, а то и в парадных комнатах дворцов; маленькие сцены копировали сцены прославленных итальянских театров, а костюмы и парики отличались роскошью и изыском. Знаменитый в свое время врач и математик Кардани, живший в середине XVI века в Милане, пишет: «Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой».

Далее Кардани поясняет, что управляла ими единственная нить, проходившая через обе куклы насквозь. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дергал веревку, заставляя кукол размахивать руками, качать головами, шевелить ногами. «Должен добавить, что движения фигурок абсолютно совпадали с тактом музыки, и поэтому смотреть на них было вдвойне приятно».

Кардани не называет музыкального инструмента, звуки которого сопровождали игру кукол, не уточняет, что делал товарищ кукольника. Прояснить детали и дополнить его описание помогают несколько дошедших до нас картин и рисунков (хотя и не все они сделаны в Италии), а также рассказы традиционных кукольников об обычаях и условиях их жизни.

Начнем с обычаев. Бродячие кукольники часто ходили парами, и пока один давал представление, другой обходил публику с шапкой или тарелкой, собирая деньги. Вот что рассказывает неаполитанский кукольник Бруно Леоне о своих учителях и о себе: «Нунцио Дзампелла и Джузеппе Пино работали по очереди: один играл спектакль, а другой ходил с тарелочкой для сборов; на следующем представлении они менялись ролями...»

«Бродячие актеры всегда работали таким образом, и тот, кто занимался сбором денег должен был ежеминутно завоевывать публику и в то же время не быть назойливым, а это не так просто, как кажется...» Вполне возможно, что второй сицилиец занимался именно этой очень важной в жизни бродячих уличных актеров работой.

Актер-кукольник Дюмон Гравюра
Кукольник. Дюмон,
гравюра, 1739 год.
Дюра Уличный актер Литография
Уличный актер. Дюра,
литография, 1833 год.