ИСТОРИЯ МАСКИ, МОДЫ, КУКЛЫ И КОСТЮМА
История костюма История русского театра Куклы и сцена Маски и театр
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Куклы, маски и сцена


История кукол и сценических масок

Куклы и маски Италии в живописи
Бураттини или перчаточные куклы
Бураттинаи и импровизация
Марионетки или куклы на нитях
Марионетки на итальянской сцене
Марионетки на сцене Рима. Дневники Стендаля.
Марионетки в итальянском театре
Опера деи Пупи. Театр Сицилии.
Особенности Опера деи Пупи
Техника кукловождения Пупи
Воспоминания очевидцев
о театре Опера деи Пупи

Рождественский театр Презепио
Куклы и маски Франции
Гиньоль Лионский
История куклы Гиньоль
Ляфлер Амьенский
Ляфлер Амьенский в пьесах
Креши южнофранцузские
Кукольный театр Креши
Техника кукол театра Креши
Описание пьесы театра Креши
Театр теней или Китайские тени
Описание театра теней
Театр кукол французского дома
Спектакли домашних театров
Театр кукол пупацци
Малый театр кукол
Театр-кабачок Черный Кот
Театр масок и кукол Жарри
Бельгийский Пушенелленкельдер
Кукольные театры Антверпена
Персонажи Пушенелленкельдер
Льежские кукольные театры
Театр Леопольда
Описание льежских кукол
Чанчес, герой льежских театров
Чанчесы, персонажи-двойники
Условности льежского театра
Особенности льежской сцены
Кукольные подвалы Брюсселя
Кукольный подвал Тоона
Бельгийская кукольная традиция
Кукольные актеры Англии
Куклы-марионетки Англии
Куклы театра Холдена
Английская кукла Панч
Народные куклы и интеллигенция
Тотемы и куклы индейцев
Змеиные тотемы индейцев
Куклы-тотемы индейцев
Кукольные тотемы индейцев хопи
Сцены с тотемами-куклами хопи
Тайны кукольных сцен хопи
Кукольники Нового Света
Сценки кукольников Америки
История кукольников Америки
Театр Панча кукольников
Цирк кукольника Баллока
Марионетки кукольника Баллока
Спектакли кукольника Баллока
Театр марионеток Дивса
Спектакли кукольника Дивса
Влияние театра кукольника Дивса
Кукольники династии Лано
Кукольники семьи Лано
Кукольники и бродячие актеры
Возрождение театра кукол
Кукольные спектакли Волькенбург
Кукольные театры Америки
Кукольный театр Сарга
Кукольный театр Буфано
Новый кукольный театр Америки
Кукольный театр Бэрда
Куклы и маски России. Петрушка.
Спектакли куклы Петрушка
Кукольные сценки скоморохов
Кукольные сценки в 20 веке
Куклы-марионетки в России
Марионетки на русской сцене
История кукол на русской сцене
История марионеток в России
Народный марионеточный театр
Воспоминания о русских куклах
Марионетки и русский балаган
Кукольные представления
Марионетки после революции
Воспоминания актера Бромфейна
Письма кукольника Нурикова
Рождественский театр
Польский театр Шопка
Театрики-ящики Вертеп
Воспоминания о Вертепе
Воспоминания помещика
Механический театр
Механика кукольных театров
Мода на механические театры
Механический театр Сизова
Домашние и студийные спектакли
Домашние театры в 19 веке
Домашние детские театры
Любительские кукольные студии
Создание кукольных студий

Первое, что всплывает в памяти при упоминании итальянского театра кукол, — имя Пульчинеллы. Рождение этого итальянского кукольного героя произошло, как думают историки, на рубеже XV и XVI столетий. Они исходят из того, что в более ранней литературе его имя не встречается. И хотя истоки итальянских кукольных представлений уходят, вероятно, к Древнему Риму, их история вырисовывается более-менее отчетливо с XVI века.

К этому времени на территории современной Италии (после падения Римской империи в V веке и до второй половины XIX столетия Италия была раздроблена на множество самостоятельных областей) процветали по крайней мере три формы кукольных представлений: простейшие уличные куклы, танцующие на доске; перчаточные куклы, выступавшие также под открытым небом, но в своем маленьком театрике, надстроенном над легкой переносной ширмой-палаткой; марионетки, или куклы на нитях, начинавшие, видимо, уходить с улицы под постоянную крышу: расставаясь с бродячей жизнью, марионетки обзаводились собственными помещениями.

В XVII— XVIII веках зрительные залы почти без исключений располагались в подвалах или первых этажах старинных особняков, а то и в парадных комнатах дворцов; маленькие сцены копировали сцены прославленных итальянских театров, а костюмы и парики отличались роскошью и изыском.

Дюра Уличный актер Литография

Уличный актер. Дюра, литография, 1833 год.

Куклы, марионетки и маски Италии

Знаменитый в свое время врач и математик Кардани, живший в середине XVI века в Милане, пишет: «Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой». Далее он поясняет, что управляла ими единственная нить, проходившая через обе куклы насквозь. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дергал веревку, заставляя кукол размахивать руками, качать головами, шевелить ногами. «Должен добавить, что движения фигурок абсолютно совпадали с тактом музыки, и поэтому смотреть на них было вдвойне приятно».

Кардани не называет музыкального инструмента, звуки которого сопровождали игру кукол, не уточняет, что делал товарищ кукольника. Прояснить детали и дополнить его описание помогают несколько дошедших до нас картин и рисунков (хотя и не все они сделаны в Италии), а также рассказы традиционных кукольников об обычаях и условиях их жизни.

Начнем с обычаев. Бродячие кукольники часто ходили парами, и пока один давал представление, другой обходил публику с шапкой или тарелкой, собирая деньги. Вот что рассказывает неаполитанский кукольник Бруно Леоне о своих учителях и о себе: «Нунцио Дзампелла и Джузеппе Пино работали по очереди: один играл спектакль, а другой ходил с тарелочкой для сборов; на следующем представлении они менялись ролями...

Бродячие актеры всегда работали таким образом, и тот, кто занимался сбором денег должен был ежеминутно завоевывать публику и в то же время не быть назойливым, а это не так просто, как кажется...» Вполне возможно, что второй сицилиец занимался именно этой очень важной в жизни бродячих уличных актеров работой.




Венецианская маска
Венецианская маска
Костюм Волшебница из страны Оз
Костюм Волшебница из страны Оз

Куклы и маски Италии в живописи →



При использовании представленных на сайте материалов линк на наш проект «Мода и история театра» приветствуется! Размещенные на сайте статьи являются компиляцией множества справочных и литературных источников. Сотрудники проекта уважают права авторов и размещают тексты с разрешения правообладателей. Если найдете ошибку в статьях или дизайне, просьба сообщить .

Великие женщины XX века




Copyright 2011-2017 © SBL