История моды маски куклы костюма

Мода на механические театры

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Мода на механические театры в России была недолгой, один из последних таких театров застал С В. Образцов в Москве.

«В 1924 году на Сретенском бульваре я видел маленький балаганчик. В нем какой-то человек, по виду крестьянин или мастеровой, вероятно, очень талантливый и изобретательный, сделавший все своими руками, показывал механических кукол. Сцена его представляла стол, вокруг которого можно было ходить. На столе стояли куклы. Показывающий вертел ручку сбоку стола, и куклы двигались – пахали, сеяли, косили, жали. Все привода были невидимы и находились под столом. Ритм движения кукол был не общий, а разный для каждой куклы. Сделано было все с большим юмором, и я до сих пор помню, как косарь, прерывая косьбу, останавливался, чтобы поточить косу, и оборачивался на сидящих у стога девушек, а они поглядывали на него и щелкали семечки».

Из воспоминаний И. А. Зайцева о механическом театре итальянца Тарвита.

На Болоте же был и механический театр Тарвита, в котором я работал. Размером театр был три аршина длины и ширины двенадцать аршин. Публики бывало человек двести. Работали с 12 часов дня до 12 часов ночи. Спектакль продолжался минут тридцать-сорок. Играли приблизительно по 15 спектаклей в день. Сцена была размером десять аршин. Показывали две программы. Одна: «Въезд шаха персидского», *Похороны папы римского» и отдельные сценки: «Мельник и вор», «Непослушный осел». Перед въездом шаха выходил фонарщик и зажигал фонари, потом шли процессии, ехали кареты, маршировали войска. В другой программе показывали: «Русско-турецкая война на море и на суше со взрывом турецкого монитора (военного корабля) и гибелью экипажа» (когда погибал монитор, куклы прыгали в воду, тонули), «Переправа русских войск через реку Дунай» и дивертисмент (фигуры зверей и людей разных национальностей). Декорации были написаны на холсте, освещали сцену свечи. Каждую куклу снизу вел один человек. Деревянная кукла стояла на подставке.

Из воспоминаний В. Прокофьева о механическом театре англичанина Роланда.

В театре Роланда был механический театр. Механический театр состоит из фигур, сделанных из железа и фанеры. Размер их высоты от 25 до 50 см, в движение приводятся снизу. Сцена – с порталом и кулисами, декорации представляют нужную местность. Согласно этой местности происходит работа фигур. На заднем плане водяной массив с механизированными волнами – изображение моря или реки, по которым движутся лодки, пароходы, военные суда (Прокофьев поясняет в другом месте, что «водяной массив» состоял из двух валов длиной 2 м, диаметром 15 см : нарисованными на них волнами; в картинах, где действие происходит на воде, валы вращались, создавая иллюзию набегающих волн). Можно ставить военные инсценировки, морские сражения, кораблекрушение. На суше: движение лошадей, экипажей, комические приключения, (проезд) поездов, трамваев, автомобилей, сухопутные бои со всеми видами оружия (из описи, приложенной к воспоминаниям, следует, что куклы двигались по двум рельсам длиной 2,05 м, а их перечень позволяет более конкретно представить исполняемые сцены).

Сцены из представлений Роланда:

Кланяющаяся фигура: выходит, снимает шляпу, делает поклон головой, надевает шляпу, уходит. Повар и поваренок: выходит поваренок, играет с кастрюлей, выбегает повар, бьет поваренка порожней кастрюлей. Охота на медведя: медведь выходит на сцену; выходит охотник с пикой; медведь поднимается на задние лапы и бросается на охотника; охотник убивает медведя. Охота на зайца: выбегает заяц; выходит охотник, стреляет в зайца, заяц убегает за кулисы, охотник за ним, потом возвращается с убитым зайцем в руках. Брыкающаяся лошадь: выезжает телега с седоком. везущая ее лошадь брыкается, опрокидывает телегу, вываливая седока. Олень: выбегает, наклоняет шею, щиплет травку, убегает. Пароход: когда плывет, вертятся колеса, из трубы валит дым. Лебеди: плывут, изгибая и поворачивая шеи, поднимая крылья.

Далее → Механический театр Сизова

Главная → Мода и история театра

Top Mail.ru