История моды маски куклы костюма

Спектакли домашних театров

Любительские кукольные спектакли Франции

Почти так же родились любительские кукольные представления и в доме парижского журналиста Луи Лемерсье де Невилля. У него тоже заболел маленький сын. Желая его развлечь, он вырезал из журналов несколько шаржей на знаменитых людей, наклеил их на картон и сочинял от их лица смешные диалоги. Сын выздоровел, но журналист не бросил это занятие и стал показывать свои импровизации с плоскими куклами-шаржами друзьям и знакомым. Его кукольные опыты оказались жизнеспособней театра Лоры Бернар, у них была длинная история, о которой, ради соблюдения хронологии, речь пойдет чуть позже.

Устраивает домашние спектакли сын писательницы Жорж Санд, художник Морис Санд. Он называет свой театрик «Театром друзей». Началось все это в 1847 году. Первый спектакль Морис вместе со своим приятелем Эженом Ламбером, тоже художником, сыграл в имении матери Ноане. Персонажи изображались перчаточными куклами. Сценой, точнее ширмой, служил большой кусок картона, поставленный ребром на стул, за которым прятались кукловоды. Зрителями были Жорж Санд и один из ее знакомых, гостивших тогда в Ноане.

После этого представления было решено сделать театрик-будочку (кастеле). На этой уже более солидной сцене выступали господин Гиньоль, Пьерро, Изабелла, капитан, жандарм, Зеленое Чудовище. Со временем труппа перчаточных актеров разрасталась все больше и больше. Построили новый, более просторный кастеле. В репертуаре появлялись все новые и новые пьесы.

Между 1854 и 1872 годами в «Театре друзей» состоялось около ста двадцати премьер – там играли даже «Даму с камелиями» А. Дюма-сына. Персонажи неизменно являлись в виде перчаточных кукол, число которых достигло 125. Спектакли устраивались в студии художника. На них собиралась вся артистическая интеллигенция Парижа. Морис Санд не охладел к своему домашнему театру до конца жизни (он умер в 1889 году). Но эти любительские спектакли никогда не выходили за порог его ателье. После его смерти куклы потерялись. От «Театра друзей» остались воспоминания современников да книжечка, написанная Морисом Сан-дом и изданная в 1890 году под названием «Кукольный театр». В нее вошло несколько пьес, сочиненных автором для своего театра.

Еще один любительский эксперимент был предпринят в 1861 году талантливым писателем Луи Эмилем Дюранти. Дюранти придавал большое значение художественному образу кукол, артистизму оформления сцены, был требователен к литературной форме пьес. Кукол для его театра делал его знакомый скульптор, пьесы он писал сам, вкладывая в них философский смысл. Его представления имели успех у интеллектуалов. Но поскольку публика такого рода немногочисленна, театр Дюранти существовал недолго. След от него сохранился в виде роскошно изданного тома из двадцати четырех пьес, хорошо написанных и интересных для чтения.

В 1862 году группа литераторов, художников, театральных деятелей создает еще один домашний кукольный театр. Его спектакли проходят на тихой улочке Санте в северной части Парижа, в доме поэта Амедея Роллана. Театр называют по-гречески «Эротикон Театрон». Сатирические спектакли, разыгрываемые на его сцене, бросали вызов мещанскому ханжеству, касались тем, о которых считалось неприличным говорить в «хорошем обществе». Сочиняли пьесы и делали кукол сами участники кружка, они же показывали спектакли на ужинах, собиравших до двадцати гостей. Сцена театра напоминала уличную будку кастеле, но была шире и глубже, позволяя находиться за кулисами нескольким исполнителям – кукловодам и чтецам ролей. Одним из постоянных кукловодов в этих представлениях был Лемерсье де Невилль. А за рояль, для музыкального аккомпанемента, садился Жорж Бизе. Вся эта затея продолжалась около года. Потом кукольный кружок распался, и лишь один из его членов остался верен куклам – Лемерсье де Невилль.

Далее ► Театр кукол пупацци

Главная ► Мода и история театра