Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Г
Гавелок – элегантный длинный «английский» мужской плащ с пелериной, без
рукавов. Назван по имени английского генерала Генри Гавелока.
Галант – ленты, которыми в середине XVII века особенно щедро украшали свои
костюмы модники, прозванные за это галантными. В те времена слово «галантный» означало
модный. В наше время это слово имеет несколько иное значение.
Галерка – верхний ярус зрительного зала.
Галифе – брюки, узкие в голенищах и широкие в бедрах. Названы по имени
французского генерала Гастона Огюстаде Галифе.
Галун – нашивки из золотой или серебряной мишурной тесьмы (ленты) на форменной
одежде. Также называлась и сама лента.
Гамаши – разновидность теплых чулок (суконных, вязаных или кожаных), закрывающих
ногу от верхней части ступни до колена (ранее до щиколотки). Для гамашей
характерна застежка на пуговицах по бокам.
Гамбизон – первоначально длинная узкая куртка, набитая волосом и простеганная,
которая надевалась под металлические доспехи. К XVII столетию покрой гамбизона
несколько изменился, и эту одежду стали носить гражданские лица в качестве верхней.
Гамбуаз – простеганная с тряпками и льняными очесами куртка с искусственно выпуклой грудью,
узкой талией и узкими рукавами.
Подробнее ► Гамбуаз
Гансвурст (нем. hanswurst, Ганс-колбаса) – в XVI–XVIII веках комический персонаж
немецкого народного театра; главное лицо комических интермедий, объединявшее
разнородные части представлений бродячих немецких трупп. Гансвурст – немецкий
простолюдин, простак и хитрец, веселый забияка, трус и обжора, потешавший
зрителей грубоватыми примитивными фарсовыми шутками и трюками.
Гарибальди – мужская мягкая фетровая шляпа без полей. Вошла в моду в 40–е годы
XIX столетия. Названа по имени национального героя Италии Джузеппе Гарибальди.
Гарнаш – в XII–XIII веках широкая верхняя одежда с капюшоном, с короткими
рукавами в виде пелерины с разрезами сбоку. Ее шили из толстой плотной ткани,
так как она предназначалась для носки в плохую погоду.
Гарус – мягкая крученая шерсть для шитья, вышивания.
Гастион – актер в Древнем Риме.
Гастроль (нем. gastrolle от слов gast, гость и rolle, роль) – выступление
артиста или артистического коллектива вне места их постоянной деятельности.
Гашник – на Руси в X–XIII столетиях – шнурок, завязывавшийся вокруг талии, на
нем держались порты, понева.
Гаун – в Англии в XV–XVI веках мужская и женская выходная одежда у мужчин – на
меховой подкладке, с откидными (от локтя) рукавами, с меховым воротником без
застежки, у женщин – верхнее платье из тяжелой цветной ткани, юбка спереди
расходилась, открывая нижнее платье из узорчатой ткани.
Гейбл – в Англии в конце XV века и начале XVI столетия женский головной убор,
белый чепец. Поверх укладывалась особым образом полоска черной шерстяной материи.
Гензебаух (нем. «гусиное брюхо») – в XVI столетии нижняя выпуклая, постепенно
увеличивающаяся книзу часть полочек вамса, повторяющая форму кованых лат.
Гетры – теплые чулки, закрывающие ногу от щиколотки до колен. Ранее гетры
делались из сукна и надевались поверх обуви.
Гиматий – верхняя одежда древних греков в виде квадратного или
продолговато-четырехугольного куска ткани. Гиматий надевался поверх хитона; он
сложно драпировался на фигуре человека, обвиваясь вокруг тела различными способами.
Подробнее ► Гиматий
Гиньоль (фр. guignol) – персонаж французского театра кукол; тип жизнерадостного,
остроумного и циничного лионского кустаря. Гиньоль принадлежит к ручным верховым куклам.
Подробнее ► Гиньоль
Голилья – в Испании XVII столетия гладкий отложной воротник для мужской одежды,
заменил огромные куэлло. Изготавливался из картона, обтянутого белым или серым шелком.
Горгера – в XV–XVI веках в Испании большая фреза, громадный плотный белый
воротник, отделанный кружевом, размером около 15 см. В конце XVIII столетия
увеличивается до 25–30 см. Бытовал среди всех классов. Большой воротник
заставлял держать голову несколько откинутой назад, что подчеркивало величие испанского гранда.
Горж – во Франции в XIII–XV веках женский головной убор, напоминающий сшитую из
ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади.
Гостиничные театры – места для театральных представлений во внутренних дворах
гостиниц Лондона XVI века. В таких гостиницах в конце двора сооружался помост,
служивший сценической площадкой; зрители стояли во дворе перед помостом, сидели
на галерее и у окон гостиницы.
Грандкокет – роль взрослой знатной дамы.
Грация (лат. gratia, прелесть) – корректирующее белье для женщин, предназначенное для изменения силуэта
и выравнивания спины.
Подробнее ► Грация
Грешневик – на Руси в XV–XVII столетиях мужской высокий головной убор с
небольшими полями.
Грим (фр. grime от итал. grimo, морщинистый) – в широком смысле искусство
изменения внешности актера с помощью гримировальных красок, пластических и
волосяных наклеек, парика, прически в соответствии с требованиями исполняемой
роли. Грим в узком смысле – специальные косметические средства, а также
наклейки, накладки и другие предметы, применяемые актерами.
Гример – работник театра; специалист по гриму, помогающий актерам гримироваться.
Гримировальные краски – специальные косметические средства, состоящие из жирной массы:
– приготовленной по специальным рецептам;
– окрашенной в разные цвета минеральными красителями.
Из этой массы изготавливают наборы гримировальных карандашей или кубиков,
которыми заполняют ячейки гримировальных ящиков. Гримировальные краски дают
возможность живописными приемами изменять лицо актера.
Гродетур – в России XVIII столетия верхнее распашное платье.
Грядка – в кукольном театре верхний передний край ширмы или первый план ширмы.
Гугель – в средние века капюшон, переходящий в воротник на плечах, деталь
мужского костюма во второй половине XIV столетия. Вытеснил из моды шляпу. Предшественник куколя.
Гульфик – передняя планка разреза брюк. Первоначально такую функцию исполнял
кусок ткани, который прикреплялся спереди до колен.
Гумоз – часть театрального грима:
– изготовляемая на основе камеди;
– применяемая для лепки носов, подбородков, скул и других пластических изменений лица.
Гупелянд (huppelande) или упелянд – плащ-накидка (до колен или до пят) без
рукавов, надевается через голову, с вшитым или глухим стоячим воротником. В
конце XIV века и начале XV столетия котарди перестал пользоваться популярностью
у молодежи и модным стало носить гупелянд – накидку с открытой передней частью,
ниспадающую крупными складками от плеч, длина которой варьировалась от уровня бедра до пола.
Подробнее ► Гупелянд
Главная ► Мода и история театра