Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву О
Обтяжка ширмы – драпировка, наглухо прикрепленная к рамкам ширмы.
Объемная декорация – декорация, в которой применяются прямые и наклонные станки
для изображения террас, холмов, крепостных стен и т.д. Обычно объемные
конструкции станков маскируются живописными холстами или бутафорскими рельефами.
Для смены частей объемной декорации используются накатные площадки на роликах
(фурки), поворотный круг и другие виды техники сцены.
О-де-шосс – короткие штаны, иногда подбитые ватой, стеганые, шарообразные,
сделанные из бархата, парчи и других шелковых тканей и сукна; элемент мужской
моды XVI столетия. В XVII веке появляется большое разнообразие фасонов
о-де-шосс. В середине века это свободные прямые штаны, которые заканчиваются под
коленом, снизу их украшают эгийеттами или лентами «ля-птит-уа» – самой модной
отделкой того времени.
Одежда – искусственные покровы человеческого тела. Одежда:
– отражает общественное и семейное положение человека, характера его труда и быта, а также этнические и общенациональные особенности;
– выражает эстетические идеалы общества;
– подвергается кратковременным изменениям моды.
Одежда нераспашная – вид одежды надеваемой через голову без разреза переда или
спинки сверху донизу.
Одежда распашная – вид одежды с разрезом переда или спинки сверху донизу, с
застежкой или без нее.
Одежда сцены – совокупность, образованная падугами и сукнами сцены.
Однорядка – старинная русская мужская и женская одежда: плащ без подкладки (в
один ряд), широкий, долгополый, обычно без воротника, с длинными рукавами, в
которых проделывались прорези для рук; шилась однорядка, в основном, из
шерстяных тканей, украшалась кружевом, нашивками, золотыми строчками, образцами.
Ее носили в ненастную погоду, в рукава или внакидку, поверх кафтана или зипуна.
Бытовала до Петровской реформы.
Окат – верхняя часть рукава, ограниченная лекальной линией.
Ольстер – длинное просторное пальто из грубошерстного сукна, обычно с кушаком,
иногда с капюшоном. Первоначально шилось из ирландского бобрика, названо по
исторической области в Ирландии.
Омоньер – в XIV–XV веках кожаный мешочек для денег, прикреплявшийся к поясу;
деталь мужского и женского придворного туалета при бургундском дворе.
Омюсс – в XIII–XV столетиях женский головной убор, похожий на капюшон, с
концами, завязанными вокруг шеи.
Онгрелин – в XVI веке зимняя одежда с узким лифом, на меху, с меховой опушкой и
с четырьмя широкими басками. Во Францию попала из Венгрии.
Опашень – старинная русская мужская и женская верхняя одежда, разновидность
охабня, длинная, обычно суконная, без воротника и петлиц, с частыми пуговицами,
украшенная по краям золотым и шелковым шитьем. Откидные длинные рукава свободно
висели вдоль тела, а руки продевались в особые прорези. Могли также носить
внакидку. Женщины поверх опашня надевали душегреи или телогреи, шубы.
Оперное искусство – вид синтетического искусства, соединяющего в едином
театральном действии вокальную и инструментальную музыку, драматургию,
изобразительное искусство и хореографию при ведущем значении музыки.
Осветительное оборудование театральной сцены – специальные осветительные и
проекционные приборы для постановки спектакля. Состав:
– аппаратура верхнего освещения;
– аппаратура горизонтного освещения;
– аппаратура бокового освещения;
– аппаратура выносного освещения;
– переносная осветительная аппаратура;
– специальные осветительные и проекционные приборы.
Основа конструкции одежды – общая, универсальная, исходная база для построения
конструкций одежды различного ассортимента, единая для мужчин, женщин и детей,
включает систему основных конструктивных отрезков и графическое изображение
основных деталей с оформлением горловины, нижней части проймы, вытачек на
лопатки, грудь, живот, устанавливает взаимосвязь размерных признаков с
конструктивными отрезками, соответствует оболочке с минимальными прибавками.
Открыто управляемая кукла – театральная кукла большого размера, которой
управляют открыто, без ширмы. Такие куклы обладают сложной внутренней механикой,
позволяющей открывать рот, моргать, работать с предметами и даже играть на
музыкальных инструментах.
Отлет – обработанный край детали: воротника, манжеты, волана и т.п.
Оформление спектакля – организация всех внешних средств сценической выразительности:
– придающих спектаклю определенную форму;
– способствующих раскрытию идейного содержания спектакля;
– усиливающих воздействие спектакля на зрителя;
– определяющих стиль постановки.
В оформление спектакля входят:
– декорация;
– театральный костюм;
– грим;
– бутафория;
– световое и шумовое оформление;
– музыкальное оформление.
Охабень – старинная русская одежда в виде широкого кафтана с четырехугольным отложным воротником и длинными прямыми, часто откидными рукавами. Первое упоминание датируется 1377 годом. Мужская и женская верхняя легкая одежда у различных слоев населения: длинная, широкая, слегка раскошенная внизу, с длинными прямыми рукавами, в проймах которых были прорези для рук. Носили в рукава, внакидку; рукава могли завязываться сзади на талии. У богатых охабень шился из дорогих тканей, с нашивками на груди, пристежным воротником – ожерельем, с кружевом, с дорогими пуговицам. Со второй половины XVII века постепенно исчезает из одежды высших классов, оставаясь еще долго в народном быту.
Главная ► Мода и история театра