История костюма с древнейших времен до современности является тем зеркалом, в котором отражается вся история человечества, история стран и народов, которые в различные периоды становления общества проявляли специфические черты и особенности своего бытия в одежде. Костюм непосредственно связан не только с рукоделием и художественным творчеством, но и с этнографией и физиологией человека. Изучение истории костюма и моды дает людям ключ к познанию обычаев, обрядов и нравов как существующих народов, так и цивилизаций давно минувших эпох.
По форме и окраскам одежд представителей разных эпох и народов, по тканям и орнаментам можно узнать степень их художественного и промышленного развития; изменения в покрое, в сочетаниях цветов, влияние костюма одного народа на одежду другого – все это дает возможность распознать путь развития или упадка цивилизаций; религия, философские учения, искусство влияют на внешний облик людей, а по костюму всегда, в достаточно определенной степени, можно создать представление о культуре общества и его социальном устройстве в различные эпохи и исторические периоды.
Одним словом, в костюме невольно отражается практически всё многообразие духовной и умственной жизни каждого народа в определенный период его развития. Костюмы королей и выдающихся исторических лиц характеризуют нередко целую историческую эпоху. Одежда всякого человека своим общим «модным» видом характеризует известный период времени, а своими деталями, индивидуальными меткими частностями, манерой носить ее – определяет характер, вкусы, умственную и духовную жизнь носящего ее человека.
С древнейших времен, с эры воцарения кроманьонцев на жизненном пространстве планеты, люди стали жить духовной и физической жизнью. Потребности тела продиктовали необходимость создания одежды и прикрытия кожных покровов человека от ненастья и скверной погоды, а потребности духа посчитали необходимым заняться процессом украшения тела, который в дальнейшем перешел и на украшательство одежд. Примитивные жители теплых стран не нуждались в прикрытиях и только украшали себя. С развитием, предположительно, ложного чувства стыда и жители южных земель стали прикрываться, и первой одеждой у них были куски ткани, закрывавшие половые органы.
Когда на Востоке, в колыбели человеческой культуры, научились выделывать богатые ткани, то стали ими украшать свое тело, драпируясь в них. Позднее, с развитием ткацкого искусства, вместо драпировок ради удобства начали делать первые костюмы – рубахи. Материи, из которых ткались или шились одежды, были сначала тяжелыми и грубыми, и костюм совершенно скрывал формы тела. Со временем научились выделывать более мягкие ткани, но одежды на Востоке все-таки продолжали делаться по старому принципу - закрытия тела. Это стремление закрывать свое тело зависело от религиозных взглядов Востока.
Не носили тяжелых одежд и не закрывали своего тела из всех культурных народов Древнего мира только египтяне в древнейший период своей истории, но и у них практически всегда носился передник. Древнейшей национальной одеждой египтянина был прямоугольный бумажный передник, который в эпоху Нового Царства преобразовался в длинное платье со складками и составил, с употреблявшейся уже раньше курткой, полную верхнюю одежду с полурукавами. Женщины носили колазирий – рубахоподобную бумажную одежду с плечевыми повязками или короткими рукавами.
Употребительным, особенно у знатных египтян, головным убором было наголовье в виде сфинкса из одноцветного, полосатого или узорчатого сукна. Одежда фараона, египетских жрецов и чиновников была гораздо богаче, чем у частных лиц; фараон обычно носил громадный двойной головной убор, его супруга – головной убор в виде коршуна. При Птолемеях греческая культура ввела в Египте и греческую одежду.
Национальный костюм ассириян – рубахообразная, длинная, прилегающая к телу одежда с короткими рукавами. Она опоясывалась поясом и у знатных была пестрого цвета и обшита бахромой, которая, в связи с отсутствием складок на платьях, представляет главное отличие ассирийских одежд. Ноги были обуты в сандалии. Царь, кроме длинного кафтана, носил еще пурпуровую мантию, а на голове митру из белого войлока. Лидийцы носили так называемую кандис – длинный широкорукавый кафтан из мягкой ткани, персы – плотно прилегающие кожаные одежды: короткий кафтан, шаровары, башмаки на шнурах и колпак. Когда персы завоевали Лидийское царство, они переняли одежду побежденных как придворную; узкие персидские шаровары оставались в употреблении у низших классов.
Одни греки и некоторые близкие им по духу народы не стыдились наготы. Эллинская религия была основана на идеализации человеческого тела. Своих богов греки представляли себе как идеально сложенных людей, и сами стремились приблизиться к этому идеалу. Искусно драпированные одежды служили им только для того, чтобы подчеркнуть красоту форм или же скрыть их недостатки. Поэтому греческая одежда была неразрывно связана с телом носившего ее. Она была заимствована, хотя и в более грубом виде, римлянами, а от них перешла в еще более изуродованном виде к галлам и германцам.
С развитием христианства стал распространяться восточный взгляд на человеческое, а в особенности на женское тело. Христианство, считавшее наготу позорной и греховной, приняло византийскую тяжелую бесскладочную одежду, напоминавшую ассирийскую, и человеческое тело было забыто. С течением времени начинают его даже уродовать: придумывают корсеты, накладки, постиши и тому подобные приспособления в костюмах для изменения нормальных пропорций фигуры и приспособления его к требованиям моды.
Христианская проповедь целомудрия и простоты не достигла в отношении одежды желанных результатов. Наоборот, запретное, скрытое за тяжелыми тканями тело стало источником и орудием соблазна. Мало-помалу начали выделять, подчеркивать наиболее «соблазнительные» и «запретные» части его: то появляются полупрозрачные туники, то углубляются вырезы на груди, обнажаются руки; женское, закрытое доверху скромное платье выкраивают на груди так, чтобы выделился бюст; вдруг появляется декольте и у мужчин; трико облегает ноги, таз; в XV веке мы видим у мужчин знаменитый паховый мешочек; в XVII и XVIII веках женское декольте временами увеличивается до невероятных размеров и т.д. и т.п.
В России во второй половине XIX века костюм был объектом интереса многих известных ученых и художественных критиков. В 1885 году П. П. Гнедич включил очерк истории русской одежды в «Историю искусств с древнейших времен», а известный художественный критик В. В. Стасов не оставлял своим вниманием книг и статей по истории русского костюма, орнамента, головных уборов.
Известны также историко-литературные труды Н. И. Костомарова, А. Н. Оленина, П. И. Савваитова, положившие начало научному изучению костюма в России, появлению истории костюма как научной дисциплины. В настоящем проекте использованы статьи и лекции из знаменитой книги «История костюма» русского режиссера, педагога и теоретика театра Федора Федоровича Комиссаржевского, впервые опубликованной в 1910 году.
Главная ► Мода и история театра