В живописи, фресках и алтарных картинах художников эпохи проторенессанса все фигуры, начиная с мадонн, отмечены чертами готического изящества, строгости и элегантности костюмов, в какой-то степени отражающими черты рыцарского быта, к которому живописцы 14 столетия испытывали достаточно большой интерес. Женские образы приобретают в трактовке художников сиенской и флорентийской школы гораздо большую мягкость и поэтическую одухотворенность; помимо этого они обладают большей объемностью и разнообразием средневековых костюмов, чем фигуры в работах живописцев периода итало-византийского искусства.

Картина Альбрехта Альтдорфера.
Прощание Флориана с обителью.
Галерея Уффици, Флоренция.

Картина Карло Кривелли. Мадонна
делла Канделетта, 1490 год.
Пинакотека Брера, Милан.
В Западной Европе тенденции проторенессанса часто уживались с традициями итало-византийского и готического искусства. В период, предшествующий эпохе Возрождения, Италия явилась пунктом скрещения нескольких средневековых культур.
В отличие от других стран в Италии равно значительное выражение нашли обе основные линии средневекового искусства Европы – византийская и романо-готическая. И та и другая линия внесли свою долю в становление ренессансного искусства.

Картина Бартоломео Виварини.
Святой Рох и ангел, 1480 год.
Санта Ефимия, Венеция.

Нероччо де Ланди. Клавдия Квинта,
1490 год. Национальная галерея
искусства, Вашингтон.
От византийской живописи итальянский проторенессанс воспринял идеально прекрасный строй образов и формы монументальных живописных циклов; готическая образная система способствовала проникновению в искусство 14 столетия эмоциональной взволнованности и более конкретного, иногда даже на бытовом уровне восприятия действительности (тщательный акцент кисти художника в изображении средневековых костюмов и мелких бытовых деталей в своих картинах и фресках).

Филиппо Липпи. Портрет женщины и мужчины, 1460-е годы.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Рогир ван дер Вейден. Изабелла Португальская, 1450 год.
Музей Гетти, Лос Анджелес.

Беноццо Гоццоли. Шествие волхвов, 1459-1461 год.
Капелла дворца Медичи-Риккарди, Флоренция.

Беноццо Гоццоли. Танец Саломеи, 1460-е годы.
Национальная галерея, Вашингтон.

Давид Герард. Пилат и первосвященники, 1480-е годы.
Художественный музей, Антверпен.
Далее ► Костюмы XIV–XVI века
Главная ► Мода и история театра