Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Я
Ярмарочный балаган – жанр ярмарочного спектакля. Его истоки лежат в глубокой древности, в ранних языческих обрядах и ритуалах. В европейской культурной традиции предшественником балагана стали мистерии, вышедшие в XIII веке из церкви на улицы и площади, и, наряду с сюжетами Библии и Евангелия, включавшие в себя бытовые интермедии и комические номера. Позже церковные и светские власти стремились ввести балаганные представления в определенные рамки и приурочить их к специальным праздникам. Так к середине XVI века практически во всех странах Западной Европы мистерии были официально запрещены, но остались карнавалы, напоминающие о предстоящем Великом посте (само выражение carne vale по-латински означает «прощай, мясо».
В России первый балаган был связан с именем Петра I, который в 1700 году приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную храмину», куда могли приходить все желающие. Каждое представление длилось от десяти до пятнадцати минут в маленьких балаганах и до часа в балаганах больших. Представления начинались обычно в полдень и длились до девяти часов вечера. Таким образом, каждый день состоялось не менее шести спектаклей (в маленьких балаганах проходило до тридцати). Во время представлений в зрительном зале шла бойкая торговля семечками, орехами, пряниками и другой снедью. Перед балаганом сооружался балкон-раус (нем. heraus, наружу), с которого зрителей на представление зазывал «дед-раешник».
В 1880 году в Петербурге на Марсовом Поле был организован балаган нового типа – «Развлечение и польза», художественную часть в нем возглавлял А. Я. Алексеев-Яковлев, деятельность которого связана с народным театром. В балагане начали свой путь многие впоследствии известные артисты – А. Л. и В. Л. Дуровы, И. С. Радунский (Бим), Е. А. Лепковский и другие актеры. Балаганы существовали вплоть до 30-х годов XX столетия.
Ярус – один из средних или верхних этажей в зрительном зале.
Яры – зимняя одежда у лопарей в виде глухих (изготовленных чулком) шаровар;
также высокие меховые сапоги с загнутыми носами.
Главная ► Мода и история театра