Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Ш
Шамарр – верхняя одежда, разновидность гупелянда меньшего размера, открытый
спереди, подбитый мехом, с большими рукавами, свободно висевшими вдоль пол.
Шап – в позднем средневековье женский плащ с рукавами и капюшоном.
Шаперон (фр. chaperon) – капюшон с короткой пелериной, покрывающей плечи. В XIV
столетии так назывался головной убор в виде одного или двух длинных кусков
ткани, уложенных вокруг головы подобно тюрбану, при этом концы спускались на
плечи. Также короткое пальто с капюшоном.
Шапо-де-суа – в XIII столетии женский головной убор типа венца, который надевали
знатные женщины на узкую белую повязку, покрывающую лоб, прическу и подбородок.
Шапо-де-флер – во Франции XIII века мужской головной убор в виде обруча,
украшенного цветами.
Шапо-капот – в XIX столетии шляпа с жесткими полями для вечерних прогулок. В
Англии, а затем и в Европе, с полей шапо-капот спускали длинную вуаль, которая
заканчивалась кружевом.
Шапокляк – складной цилиндр с закрывающимся механизмом, изобретен в 1835 году.
До 1914 года был принадлежностью бального туалета мужчин.
Шелом – в X–XIII столетиях на Руси название защитного головного убора, шлема.
Шемиз – во времена раннего средневековья льняная рубашка.
Шемизетка – коротенькая манишка для прикрытия глубокого выреза на платье. В XVII
столетии мужская небольшая мягкая куртка из тафты на подкладке; ее носили поверх
рубашки из тонкого полотна.
Шениль – в XVII столетии часть утреннего костюма светских молодых людей. Это
французское слово, равно как и одежда, попав в Россию, претерпело некоторые
изменения и превратилось в шинель.
Ширина – в старые времена на Руси шелковый платок, дополнение женского костюма.
Также полотнище, отрезок целой ткани; подвязной передник, без лифа; полотенце,
носовой платок. Шириной именовали фату, часто шитую жемчугом; под шириной
молодую везли к венцу.
Шлафрок – халат на вате и меху, покрытый хлопчатобумажной тканью, атласом или
плюшем. Шлафрок шился обычно из эффектных узорчатых тканей: штофа, парчи, камки,
из красочной привозной набойки. Теплые шлафоры делали на меху носили поверх
камзола или рубашки.
Шлевка – деталь в форме узкой полоски, применяется для поддержания пояса,
погонов, пат, хлястика.
Шлейф – удлиненный конец одеяний, волочащийся сзади по земле. Намеренно
увеличивал и удлинял фигуру, делая ее более импозантной и возвышенной. В период
поздней готики его ввела в моду знаменитая красавица Агнесса Сорель. В XVIII
столетии шлейф на придворных платьях обычно состоял из отдельного куска ткани и
крепился к плечам или талии. Длина шлейфа зависела от знатности особы, которая
его носила. Самый большой шлейф был на коронационном костюме императрицы
Екатерины Великой – его длина составляла около семидесяти метров, несли его полсотни пажей.
Шопка (польск. szopka, вертеп) – в Польше XVI века вид народного кукольного
театра, характерной чертой которого является сочетание в представлении сцен
религиозного содержания с народными интермедиями. Представления шопки
разыгрывались в двухъярусном ящике, в котором действовали стержневые куклы на
палочках (на потыках). Куклы передвигались посредством прикрепленной снизу
проволоки по щелям пола ящика.
Шорты (англ. shorts) – разновидность укороченных брюк. Шорты могут служить в
качестве элемента пляжной или спортивной одежды, деталью униформы, а также
частью национального костюма.
Подробнее ► Шорты
Шоссы – с XII столетия длинные, облегающие ногу чулки-штаны из ткани, часто из
материи разного цвета.
Штиблеты – в конце XVIII века в России название суконных, на подкладке, реже –
кожаных, голенищ на крючках или пуговицах. Позже так стали называть мужские
ботинки на шнурках.
Шугай – в XV–XVII столетиях в Московской Руси короткая женская верхняя одежда с
отрезной по талии спинкой, с баской, собранной в пышные сборки, с длинными
суживающимися рукавами; шугай мог быть с меховым воротником или меховой опушкой.
Шумовое оформление спектакля – воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни,
соответствующих действию пьесы. Шумовым оформлением занимается звукооформитель
или постановочная часть театра. Исполнителями являются участники специальной
шумовой бригады.
Шушун – в Московской Руси длинный женский сарафан, без сборок, расклешенный в
подоле за счет клиньев, с фальшивыми рукавами.
Главная ► Мода и история театра