Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву С
Сагум – четырехугольная, очень маленькая, украшенная вышивкой, шерстяная
накидка, которой покрывали плечи галлы; короткий плащ римских воинов.
Сайо – накладная одежда, плотно облегающая фигуру до талии с широкими в пройме
рукавами, с баской до середины бедра, иногда с застежкой на спине. Была
распространена в XVII веке.
Сайобакверо – в XVII столетии накладная мужская одежда с застежкой на спине.
Салоп – верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезями для рук или
небольшими рукавами, часто на подкладке, вате или меху.
Сальтам Барка – в XVII столетии мужская одежда, сходная по покрою с ропильей, но
имевшая более щегольской вид.
Саронг (индонезийск. sarung) – традиционная мужская и женская одежда ряда
народов Юго-Восточной Азии и Океании. Представляет собой полосу цветной
хлопчатобумажной ткани, которая обертывается вокруг середины груди у женщин или
вокруг пояса у мужчин и прикрывает нижнюю часть тела до щиколоток, наподобие длинной юбки.
Световые сценические эффекты – сценические эффекты:
– имитирующие дневное, утреннее, ночное и другое естественное освещение с помощью трехцветной системы освещения;
– создающие иллюзии льющегося дождя, движущихся облаков, полыхающего зарева пожара, падающих листьев, струящейся воды и других явлений с использованием светопроекции.
Свита – традиционная мужская и женская верхняя распашная одежда у славян – из
домотканого сукна, до колен. Позже – верхняя широкая длинная одежда вообще.
Первоначально. В X–XIII веках это была только верхняя одежда мужчин, надевалась
через голову, прямая, расширенная книзу за счет клиньев, прикрывала колени;
имела длинные узкие рукава, отделывалась петлицами. Носилась с широким поясом.
Зимой подбивалась мехом.
Секрет – в переводе с французского "тайная", третья нижняя юбка, надеваемая под фрипон.
Серветта (итал. servetta, служанка) – персонаж итальянской комедии дель арте; тип разбитной крестьянской девушки.
Серветта:
– принимала активное участие в развитии сюжета;
– выступала без маски;
– носила пестрое подобранное платье с белым передником и косынку на голове;
– говорила на тосканском диалекте, реже – на ломбардском, а на юге – на неаполитанском;
– носила имена Франческина, Смеральдина, Коломбина.
Симара – в XV столетии мужская одежда сенаторов из фиолетового сукна, сходная с
тогой, но с расширенными книзу рукавами. Ее носили при исполнении обязанностей,
В особо торжественных случаях ее делали из парчовой ткани. Симару различных
цветов носили тогда и все итальянские женщины. Она напоминала плащ, в который
женщины драпировались по своему вкусу, как в тогу. Симара состояла из трех
кусков ткани; один, заложенный в складки, спускался по спине, два других –
спереди. Бока симары не сшивались, и поэтому пояс можно было завязывать так,
чтобы спинка была свободна. При ходьбе спинку красиво перебрасывали через руку.
К концу столетия симара становится одеждой типа распашного тюника. Во второй
половине XVI века симару стали делать распашной одеждой без рукавов, с
застежкой, с узким, облегающим лифом и с обычно свободной спинкой, Застегивали
ее, как правило, только на груди. Симара долго сохранялась в некоторых районах Италии.
Симультанная декорация (фр. simultane, одновременный) – тип декорационного
оформления спектакля, при котором на сцене устанавливались одновременно все
декорации, необходимые по ходу действия.
Скарамучча (итал. scaramuccia) – персонаж итальянской комедии дель арте.
Первоначально Скарамучча был вариантом Капитана в черным костюме. В XVII веке
Скарамучча стал светским хвастуном, он перестал носить маски и стал белить лицо
мукой или мелом.
Смокинг (англ. smoking jacket, пиджак, в котором курят) – вечерняя мужская
одежда, сильно открытый на груди пиджак из черного сукна с длинными шелковыми
лацканами. Английский государственный деятель Дизраэли, бывший светским
человеком и большим франтом, придумал экзотический костюм для курения: шелковый
халат с длинным воротником–шалью, сделанным из блестящей ткани, на голову
надевалась небольшая шапочка с кисточкой. Это одеяние должно было защищать
одежду и прическу курильщика от скверного запаха табака. Постепенно смокинг
превратился в мужской вечерний элегантный костюм, у которого всегда делают
шелковые лацканы. Вначале смокинг шили только черного цвета, затем появились
темно-синие, темно-зеленые, коричнево-красные и белые смокинги, – неизменными
остаются только блестящие отвороты.
Сок – в XII столетии женский плащ в виде мантии.
Сокк – во второй половине XVI века женская обувь на деревянных подставках цокколи, заимствованная из Италии.
Солитер – большая черная лента, прикрепленная к верхней части парика, которой
обматывали шею. К ней пришивалась (как и к манжетам) оборка из тонкого кружева.
Соркани – в позднем средневековье женская одежда со шнуровкой на груди,
сделанной затем, чтобы можно было видеть прозрачную, вышитую шелком и золотом рубашку.
Сорока – старинный русский головной убор замужних женщин, вышитый чехол из
холста, кумача или другой ткани, надевался поверх кики. Сороки делали из холста,
кумача и др. Передняя вышитая часть – очелье, по бокам – крылья, сзади – хвост.
Поверх сороки надевали платок. Вышла из употребления к началу XX столетия.
Сорочка – изначально предмет одежды, носившийся в качестве нижнего белья, для
защиты одежды от пота, предшественник современной рубашки. В конце XVIII века в
Европе так называли утреннюю одежду с короткими рукавами.
Подробнее ► Сорочка
Соттовесте – в XV столетии мужской узкий, облегающий фигуру жилет, с небольшим
стоячим воротником.
Софит – часть осветительной аппаратуры в театре, светильники рассеянного света,
освещающие сцену.
Спектакль (фр. spectacle от лат. spectaculum, зрелище) – произведение
театрального искусства, созданное в соответствии с замыслом режиссера
(балетмейстера и дирижера; режиссера и дирижера) и под его руководством
совместными усилиями актеров, художников–декораторов, композиторов и других
членов театрального коллектива.
Спенсер – коротенькая жакетка, повторявшая размер лифа платья и утепленная мехом
и подкладкой из бархата, шелка и шерсти, отделанная шнурами, пуговицами, бейками и тесьмой.
Средняя сцена – часть сценической коробки от уровня планшета до верха
портального отверстия, где происходит театральное действие.
Станок – в кукольном театре – специальная подставка для работы актера на
многоплановой ширме. Высота станка равна разнице в высоте между двумя планами.
Статист (нем. statist) – актер, исполняющий эпизодические роли, состоящие из
нескольких слов или вообще без слов. Часто статисты являются участниками массовых сцен.
Стефана – в Древней Греции богато украшенный женский головной убор, напоминающий венец.
Стикини (англ. stickini) - самоклеющийся кружок, с прорезью от края окружности до
центра, с металлизированным напылением, защищающий кожу от воздействия ультрафиолетовых лучей.
Подробнее ► Стикини
Страфион – полоска материи, которой гречанки для большей стройности подвязывали
грудь, нечто вроде корсета.
Стринги (англ. strings) – предмет женского нижнего белья, разновидность
мини-трусиков из одного или двух треугольников с очень узкой соединительной
полоской на бедрах.
Подробнее ► Стринги
Субретка – в театре роль находчивой служанки.
Суфлер – работник театра, следящий за ходом репетиций и спектакля по тексту
пьесы и в случае необходимости подсказывающий актерам слова роли.
Сцена (лат. scaena) – в широком смысле – площадка, на которой происходит
театральное представление.
Сценарий (итал. scenario) – сюжетная схема, по которой создается спектакль.
Сценарий – краткое изложение содержания пьесы, в котором определены:
– главные моменты действия;
– указаны выходы персонажей на сцену;
– обозначены вставные номера;
– буффонные сцены, лацци, песни и пр.
Сценарий определяет канву спектакля, предоставляя актерам свободу творчества.
Сценический образ – в широком смысле эстетическая категория; особая
специфическая форма отражения действительности средствами театрального искусства.
Сценический образ в узком смысле – конкретное содержание картины жизни или
характера персонажа, воссозданных драматургом, режиссером, актерами и художником.
Сценические эффекты – иллюзии полетов, проплывов, наводнений, пожаров, взрывов и
других явлений, создаваемые при помощи специальных приборов и приспособлений.
Сценические эффекты подразделяются на звуковые, световые и механические. По
характеру впечатлений световые эффекты подразделяются:
– на стационарные: зарница, звезды, луна, молния, радуга. туман;
– на динамические: взрывы, извержения, волны, снегопад.
Сценическое представление – изображение некоторого действия в формах
сценического искусства, рассчитанное на многочисленных зрителей.
Сюркот (фр. surcot) – верхняя одежда из двух скрепленных на плечах полотнищ;
верхнее платье без рукавов, отделанное шкурками горностая (королевская мантия).
Платье Сюркот делали с очень глубоко вырезанными проймами или же с широкими
рукавами. Шилось из дорогих тканей – тонкого сукна, парчи, шелка, бархата. По
проймам отделывалось мехом или вышивалось.
Подробнее ► Сюркот
Сюртук – мужская верхняя одежда, появившаяся в XIV столетии. Претерпевая
различные изменения, сюртук просуществовал до начала XX века. В эпоху
Возрождения это теплая мужская одежда на меху, прообраз мужского сюртука XIX
века. В XVII столетии это род жюстотора с застежкой донизу и костюм для охоты,
ниже колен, прямого покроя, с разрезом на спинке и небольшим воротником, с
застежкой спереди. В XVIII веке это деловая одежда.
Главная ► Мода и история театра