Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Ж
Жабо – муслиновые или кружевные складки на грудной части и у воротника
мужской рубашки в XVIII столетии; сейчас пышная отделка у воротника из кружев
или легкой ткани (чаще на женской одежде). Жабо в XIX веке – стоячий воротник
мужской сорочки, выступающий над галстуком по обе стороны подбородка; отделка из
кружев или легкой ткани в сборку (разновидность кокилье – сильно расклешенная
оборка) на груди у женской блузки или платья.
Жак – в XIII–XV столетиях узкая короткая мужская одежда с короткими или длинными
рукавами. Конструкция рукава легла в основу современного рукава реглан.
Жакет – в период бургундской моды в XIII–XV веках короткая распашная мужская
одежда, полы которой расходились пышной юбочкой от узкой, стянутой поясом талии.
Жакет имел стоячий воротник, рукава различного вида, чаще всего жиго. С течением
времени претерпел множество изменений, пока не превратился в короткий
однобортный сюртук. Кроме того, в настоящее время так называют короткую женскую
верхнюю одежду, обычно в талию.
Жарретьер – во Франции XVII столетия мужские широкие подвязки с бахромой, на
которых держались чулки.
Женский топ – самый компанейский предмет женского гардероба. Как предмет легкого
белья в современное время топ может вступать в союз со строгими брюками и
кокетливыми юбками, деловыми костюмами и неформальными джинсами, спортивными
куртками и сексуальными платьями-бюстье.
Подробнее ► Женский топ
Женские трусы – форма женского нижнего белья, обычно легкого и уютно
облегающего тело; как правило, предназначенного для ношения женщинами или девочками под одеждой.
Подробнее ► Женские трусы
Жесткая декорация – объемно-каркасные конструктивные элементы оформления
спектакля: ширмы, рамы, стенки, потолки, крыши, двери и окна, колонны, мебель, и
т.п. Для удобства хранения и перевозок жесткие декорации делают разборными.
Жиго – в эпоху бургундской моды в XIII–XV веках рукава к мужским жакетам,
которые у плеча имели вид пышного буфа и сильно сужались к кисти руки. В них
часто делали разрезы, в которые продевали руки, а сами рукава спускались вдоль
тела чисто декоративно.
Жилет – мужская (позднее и женская) одежда без рукавов. Название вошло в обиход
во Франции в XVII столетии и происходит от имени персонажа комического театра –
Жиля. Изготавливались жилеты из белого пике, шелка бархата, из набивной ткани с
рисунком в цветочек, полоску клетку украшались вышивкой и дорогими пуговицами. В
XVIII веке жилеты появились и в России, хотя во времена императора Павла I были
запрещены как проявление французского мятежного духа. К 30–м годам XIX столетия
они уже не считались в России иностранной модой. Более того, надевать два или три
жилета вместе считалось особенно элегантным. Менялась форма, менялись ткани,
были жилеты двубортные и однобортные со множеством карманчиков, с воротниками
или без, на дорогой подкладке из пунцового шелка и бесценных шалей. К концу XIX века
жилет – популярная мужская и, особенно, женская одежда. Жилеты украшаются
вышивкой, аппликациями и всевозможными аксессуарами, например, мужской галстук подбирался к
дамскому жилету.
Жипп – в XI–XII веках узкий жилет, подчеркивающий формы тела и поддерживающий
грудь. По краям отделывался галуном и вышивкой. Надевался на блио. Носили его с
богато украшенным поясом, концы которого свисали почти до земли.
Жупан – на Руси простой кафтан или зипун; на Украине – теплая верхняя одежда,
род охабня, шуба, тулуп.
Журнад – в XV–XVI столетих кафтан с длинными рукавами, который можно было
носить, не вдевая руки в рукава, поверх лат (рукава при этом могли подвязываться сзади).
Жюстокор (фр. just-au-corps, жюс-о-кор) – длинный мужской кафтан, сшитый по фигуре, без воротника, с короткими
рукавами с карманами. Начиная с середины XVII века король Людовик XIV ввел покрой жюстокора как образец для военной формы.
Во второй половине XVIII столетия жюстокор с эполетом в виде пучка лент на правом плече
появляется в женском охотничьем костюме. Женщины перетягивают его в талии шарфом, носят
с широкой распашной юбкой и шляпой, украшенной страусовыми перьями.
Подробнее ► Жюстокор
Главная ► Мода и история театра