Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву К
Казак – во Франции XVI–XVII столетия верхняя одежда мушкетеров род плаща,
имеющего до полутора сотен застежек, с помощью которых можно было его
видоизменять: превращать в одежду с длинными рукавами, в короткий плащ, можно
было спинку пристегнуть к рукавам, оставив спереди разрезы для свободного
движения рук. Казак носили мушкетеры – личная гвардия королей Людовика XIII и
Людовика XIV. Казак был очень удобен, поэтому удержался в армии до XIX века. Как
обычная верхняя мужская одежда, он был известен еще в XVI столетии, но по покрою
напоминал скорее, пальто с короткими и широкими рукавами, с боковыми разрезами,
обшитыми галуном, и предназначался, в основном, для верховой езды и охоты.
Казакин – название разных видов одежды во второй половине XVIII столетия во
Франции распашная женская кофточка с широкой баской, неглиже, в XIX веке во
Франции жакет в талию для прогулок и визитов, на Руси полукафтан со сборками,
прямым воротником, без пуговиц на крючках. Казакин – верхняя мужская и женская
одежда у украинцев и русских в ХIХ – начале XX века. Иногда казакином называли
караю. В настоящее время так называют куртку (жакет) с длинными полями.
Калазирис – в Древнем Египте женская одежда простой формы, представляющая собой
рубашку, сшитую из двух прямоугольных полотнищ с одной или двумя широкими
лямками. Позднее, видоизменившись, калазирис становится и мужской одеждой.
Калеш – во Франции XVIII столетия женский головной убор, капор на складном
каркасе, который носили в непогоду.
Калот – в конце XV века чепец в виде сетки, покрывающий волосы (позднее – только
затылок).
Кальсес – испанские короткие штаны, в XV столетии с двойной подкладкой, набитые
ватой, пухом и т.п. В XVII веке штаны свободного покроя, которые закрывали
колени. Часто по боковому шву пришивали большое количество пуговиц. В XIX
столетии подобные штаны носили тореадоры и матадоры.
Кальсон – в начале 70–х годов XVI века женские нижние штаны, которые делали из
шелка красного цвета и украшали вышивкой. Пристрастие Генриха III к женской
одежде отразилось на о–де–шосс, их стали делать по образцу женских кальсон.
Кальцони – в середине XVI века мужские штаны, имеющие форму коротких шаровар.
Камзол (фр. camisole) – в XVI веке во Франции узкая мужская рубашка с атласными,
вышитыми или украшенными небольшими разрезами рукавами, без воротника. Начиная с
XVII столетия камзол делают из шерстяной ткани. В XVII–XVIII веках обтягивающая
корпус мужская одежда длиной до колен приобретает популярность в ряде
европейских стран. Камзол без рукавов надевался на рубашку под кафтан, в
качестве длинного жилета.
Камиза – в IX–XII веках нижняя мужская одежда с длинными цельнокроеными
рукавами. В XVI столетии нижняя женская рубашка с длинными рукавами, из дорогого
тонкого белого полотна. Одевалась под котт.
Камка – старинная шелковая узорчатая ткань.
Канза – накидка из прозрачной ткани с воротником и длинными концами,
скрепленными крест накрест на талии.
Канитель (фр. cannettille) – очень тонкая металлическая (обычно золотая или
серебряная) нить для вышивания.
Канифас (голл. kanefas) – плотная хлопчатобумажная ткань, обычно с рельефными
полосками. Из канифаса шьют мужскую и женскую одежду, иногда используют как
бельевую ткань.
Канотье (фр. canotier) – первоначально мужская, а затем и женская летняя шляпа с
плоской тульей и прямыми ровными полями. Такая шляпа вошла в моду в конце XIX столетия.
Кап – в конце XVII века во Франции род пелерины, который женщинам заменил
большой широкий плащ, он имел капюшон в виде капелина. Кап всегда шили из
черного шелка.
Капа – в Испании XVII столетия длинный широкий мужской плащ.
Капитальное возобновление спектакля – значительное обновление старого спектакля, предполагающее:
– изготовление специального оформления;
– введение новых исполнителей;
– иногда изменение прежней трактовки образов.
Капитан (итал. capitano, командир) – персонаж итальянской комедии дель арте; тип
военного авантюриста, отличающийся сатирической заостренностью. Капитан:
– изображался испанцем;
– изображался трусом, прикидывающимся храбрецом;
– говорил на ломаном итальянском языке, пестрящем выспренними эпитетами, метафорами, гиперболами;
– носил военный костюм испанского покроя;
– выступал без маски;
– носил имена Риночеронте, Фракассо, Матаморос и другие.
Капор (голл. kaper) – детский и женский головной убор с лентами, завязывающимися
под подбородком.
Капот (фр. capote) – домашняя женская распашная одежда широкого покроя, род халата.
В России так именовали накидку, стеганную на вате, подбитую лебяжьим пухом и крытую атласом.
Такая накидка оберегала от холода; носили в первой половине XIX века.
Карагез (турецк. karagoz – черноглазый) – персонаж турецкого теневого театра;
балагур и насмешник. Обычно карагез изображается с окладистой черной бородой, в
колпаке (кавуке). Представления с участием Карагеза состоят из комических
диалогов и потасовок с Хаджи-вадом.
Карако – в 50-е годы XVIII столетия распашная женская кофточка с широкой баской,
неглиже. В 70-е годы карако приобретает более строгую форму, и его носят как
элегантный повседневный костюм.
Каре – в XIV–XVI веках в Италии глубокий квадратный вырез в мужских кафтанах,
назывался «королевским зеркалом».
Карманьола – короткая куртка с узкими фалдами, с несколькими рядами
металлических пуговиц какую носили жители Карманьолы в Пьемонте, Италия. В
сочетании с длинными черными штанами трехцветным жилетом и фригийским колпаком –
одежда, широко распространенная в народе в период Французской революции. Отсюда
и название революционной народной песни и танца карманьолы.
Каррик – в XVIII столетии верхнее мужское пальто с несколькими воротниками;
довольно длинное зимнее пальто с большим меховым воротником, закрывающим даже плечи.
В начале XIX века вместо воротников стали носить пелерину.
Картуз – мужской головной убор с жестким козырьком; неформенная фуражка.
Каспарек (чешск. kasparek) – персонаж чешского театра кукол, главный комический
герой народных кукольных представлений. Каспарек – добродушный жизнерадостный
чешский крестьянин, шутник и балагур.
Кафтан – верхняя мужская и женская двубортная длинная одежда с глубоким запахом
и длинными рукавами. Обычно кафтаном именуют верхнюю мужскую одежду,
которая плотно прилегает к корпусу, расширяясь на бедрах. Полы плотно сходятся
встык, застегиваясь навесными пуговицами. Носили кафтан в конце XVII века и первой
половине XVIII столетия.
Подробнее ► Кафтан
Кацавейка – название происходит от русского «куцый». Это русская женская
народная одежда XIX века: род кофты до колен (или короче), с длинными рукавами и
небольшим отложным воротником. Теплые кацавейки шились на меху и на вате,
холодные – на подкладке. Сзади делали сборы. В середине XIX столетия так же
называлась модная зимняя женская одежда в виде короткой кофты, нередко
бархатной, на ватной подкладке, с широкими рукавами, с закругленными внизу
полами и меховой опушкой. Кроме того, в старину на Руси так называли немецкий
фрак. Как предмет одежды, кацавейка вышла из употребления в начале XX века; само
же слово, однако, сохранилось: им насмешливо называют не теплую, «куцую» – одежду.
Кепи – во Франции и России в XIX веке высокая сужающаяся кверху форменная
фуражка с маленьким донышком и прямым козырьком.
Кибитка – в начале XIX столетия во Франции основной фасон дамской шляпы,
например, с прямыми полями, глубокой, закрывавшей в профиль все лицо.
Кика – старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато
украшенный. Шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки.
Килт – традиционная мужская юбка обычно клетчатой расцветки у кельтских народов
Великобритании и Ирландии. Цвет и рисунок килта определяли клановую принадлежность.
Кимоно – японская мужская и женская одежда вроде халата с очень широкими рукавами.
Киртл (фр. kirtle) – часть женского костюма в Бургундии в конце XV века. Женщины
носили киртл под верхним "бургундским" платьем. При ношении киртла к его лифу прикалывалась вставка из
плотной ткани, которую и было видно в вырезе верхнего платья.
Подробнее ► Киртл
Кисея – легкая прозрачная хлопчатобумажная ткань с ткацким рисунком в крупную
клетку и набивным цветным орнаментом по белому или светлому фону; используется
для детской и женской одежды, драпировки, занавесей и т.д.
Клавус – яркая вертикальная полоса в одежде (например, красная на тоге императора).
Клака – специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха
или провала спектакля, актера.
Клобук – древнейшая шапка в России в виде колпака с меховой опушкой. Со временем
превратилась в монашеский головной убор.
Ковер–самолет – площадка в театре:
– подвешенная на тросах в центре сцены и задрапированная под ковер;
– служащая для горизонтального пролета одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую.
Обычно "пролет на ковре–самолете" применяется в темных картинах перед самым закрытием занавеса.
Ковьелло (итал. coviello) – персонаж неаполитанской комедии дель арте; тип
глупого, трусливого и безмерно хвастливого человека.
Кожух – старинная русская одежда, известная со времен Киевской Руси род кафтана,
подбитого мехом и украшенного жемчугом и кружевом. Носили его поверх зипуна. На
Украине кожухами называли тулуп из овчины, по покрою напоминающий свиту.
Коиф – в конце XV века и начале XVI столетия в Англии полотняный чепчик, который
надевали под гейбл.
Кокарда (фр. cocarde) – значок на форменном головном уборе военных и гражданских
чинов; военная кокарда расположена на околышке, гражданская на тулье фуражки.
Кокет – амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
Кокошник – старинный русский головной убор замужних женщин (преимущественно в
северных губерниях), в основном праздничный. Кокошник делали на твердой основе в
форме полумесяца, украшали парчой, позументом, бисером.
Колготки (чешск. kalhoty) – вид нижнего белья, представляющий собой пару чулок,
слитую с трусами.
Подробнее ► Колготки
Колет – в Испании XVI столетия короткая узкая мужская куртка, подбитая ватой и
застегнутая на пуговицы, со стоячим воротником. Верхняя одежда в виде короткого
мундира, обычно из белого сукна, в некоторых европейских армиях. Колетом
называли широкий отложной воротник в средневековой одежде. Колет – также жесткий
нагрудник; специфически военная одежда.
Колосники – верхняя (невидимая зрителю) часть сцены для установки блоков,
сценических механизмов и подвески элементов декораций.
Комбидресс (англ. combidress от слов combi, комбинация и dress, костюм) –
предмет женского белья в форме цельного костюма с рукавами.
Подробнее ► Комбидресс
Комбинация – нарядная облегающая женская сорочка, надеваемая поверх нательного
белья непосредственно под платье с целью лучшей посадки платья и подчеркивания фигуры.
Подробнее ► Комбинация
Комедия-балет (фр. comedie-ballet) – театральный жанр:
– созданный Мольером;
– характерный для французского театра XVII века;
– объединяющий диалог, танец, пантомиму, музыку, а также изобразительные искусства: декорации, костюмы.
Комедия дель арте (итал. commedia dell'arte) – вид итальянского театра XVI–XVII
веков, комедийные спектакли которого создавались методом импровизационной игры и
буффонады. Персонажами спектаклей были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой.
По мере развития комедии определились две группы масок:
– северная (венецианская) группа, которую составляли Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин; и
– южная (неаполитанская) группа: Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталъя.
Считается, что комедия дель арте – это первый профессиональный европейский театр эпохи Возрождения.
Контуша – свободное платье, колоколом ниспадавшее вниз, надевалось на корксет и
юбку, в свою очередь надетую на панье. В начале XVIII столетия широкое длинное,
неотрезное в талии платье, спадающее на спине широкими складками, которые
назывались «складками Ватто». Оно имело ряд разновидностей, могло быть
распашным, реже накладным, скреплялось на груди с помощью лент.
Конфидант – актер, играющий роль приближенного главного героя.
Корзно – драгоценный подкройный плащ с застежкой на правом плече.
Корсаж – часть женского платья от шеи до талии; жесткий пояс юбки, или особая
широкая тесьма (так называемая корсажная лента) для такого пояса.
Подробнее ► Корсаж
Корсет (фр. corset) – женское одеяние, делаемое обычно на пластинках из китового
уса, состоящее из двух стягивающихся шнурами половинок с перехватом посредине; в
современном значении особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и
живот для придания фигуре стройности.
Подробнее ► Корсет
Корраль (исп. corral) – двор в Испании, окруженный несколькими домами. В
XVI–XVII веках в корралях давали театральные представления.
Косоворотка – простая холщовая деревенская рубаха (позже в городах – миткалевая)
с застежкой на пуговицах. Косоворотка – русская традиционная мужская рубашка с
застежкой на груди, смещенной влево, реже вправо. Изображения рубахи с такой
застежкой относят к XII столетию. В 1880–х годах именно косоворотка была
положена в основу новой военной формы в русской армии, став прообразом будущей гимнастерки.
Костюм – ансамбль, образованный сочетанием компонентов одежды и дополняющих ее
предметов, выполненных в едином стиле и художественно согласованных между собой.
Костюмер – работник театра, готовящий к спектаклю костюмы и помогающий актеру
одеваться. Костюмер должен обладать знанием всех деталей костюма и реквизита, а
также умением быстро исправить неполадки в костюме.
Костюмерная мастерская – театральная мастерская, в которой изготовляются
театральные костюмы и детали к ним: обувь, головные уборы, цветы и другие
украшения. Обычно костюмерную мастерскую возглавляет художник, который руководит
изготовлением костюмов.
Котта – нижнее платье, явилось прообразом котарди. Женская котта полностью
закрывала ноги, а иногда имела и небольшой шлейф. Изначально рукава котты были
цельнокроеными, позже мастера стали кроить рукава отдельно и привязывать их к платью.
Подробнее ► Котта
Котарди – платье, стягивающееся шнурами по бокам (позднее с вытачками). Так
называемое платье принцессы – котарди – носилось с XIV века до середины XV
столетия и в мужском варианте представляло собой обтягивающую тунику до колена,
с застежкой по всей длине и низкой талией. После 1350 года в моду вошли короткие
рукава и стали популярны "типпетс". Типпетс и юбки часто были отрезными, а пояс
всегда носился на уровне бедер. Женское котарди представляло собой длинное,
обтягивающее платье с длинными рукавами, носимое поверх киртла. Оно было узким
вокруг талии и требовало помощи при одевании. Горловина было низко
декольтирована по плечам и груди, с застежкой по всей длине или без нее. В юбке
были обычны разрезы, служившие карманами. Пояс поверх платья не носился.
Подробнее ► Котарди
Котурны – в театре кукол небольшие скамеечки, прикрепляемые к обуви, или
специальные башмаки на очень толстой подошве. Котурны применяются, когда малый
рост актера-кукловода не позволяет ему держать куклу на уровне воображаемого пола ширмы.
Котурны – обувь на толстой пробковой подошве, пользовалась популярностью в
Древней Греции у знати, изготовлялась из цветной кожи и богато украшалась. Со
времен Эсхила в греческих трагедиях ее носили актеры.
Коут – в XVII столетии куртка длиной до середины бедра, с рукавами до локтя,
иногда с разрезами на спинке и в боковых швах.
Краватт – галстук из тонкого полотна, кружева или батиста около двух ярдов
длиной, обмотанный вокруг шеи.
Краги – первоначально слово обозначало широкий воротник (крагены на шее). Затем
так стали называть широкие отвороты у перчаток (в России известны с первой
половины XIX века) и кожаные накладные голенища на крючках, со шнуровкой (в
России известны со второй половины XIX столетия). Как ветры на шнуровке, были
частью военной формы в некоторых армиях.
Красная линия – в театре граница между авансценой и нулевым планом сцены. На
красную линию опускается противопожарный занавес.
Креп (фр. crepe) – в прошлом тонкая прозрачная ткань для вуалей и траурных
нарядов. В настоящее время ткани (преимущественно шелковые), имеющие на
поверхности мелкую шероховатость; из крепа шьют женские платья и блузки.
Кринолин (фр. crinoline) – в XIX столетии первоначально юбка из волосяной ткани,
поддевавшаяся под платье для придания ему колоколовидной формы; позднее широкая
юбка на стальных обручах или китовом усе.
Кукловод – актер театра кукол;
– владеющей техникой кукловождения;
– создающий художественный образ при помощи куклы.
По способу устройства кукол и управления ими различают:
– невропастов, выступающих с марионетками;
– актеров, работающих с верховыми куклами;
– актеров театра теней, управляющих тростевыми куклами.
Куколь – капюшон, колпак, пришитый к вороту одежды. Монашеский куколь или
апостольник – плат, которым монахи покрывают грудь и шею.
Кукольный театр – вид театрального искусства; особый вид театральных
представлений, в которых действуют куклы, приводимые в движение
актерами-кукловодами. Обычно кукловоды скрыты от зрителей ширмой. Иногда в
кукольном театре действующим лицом становится условный предмет, изображающий живое существо.
Кулисная передвижная декорация – декорация, состоящая из задника, кулис и
потолочных падуг, которые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис.
На падугах писались облака, ветки деревьев с листвой, части плафонов и т.п.
Кулисно–арочная подъемная декорация – декорация, представляющая собой холст,
сшитый в виде арки с написанными по ее краям и по верху стволами деревьев,
ветвями с листвой, архитектурными деталями и т.п. На сцене может быть подвешено
несколько кулисных арок, фоном для которых служит писаный задник или горизонт.
Культурное принуждение – зависимость писателей, художников и других деятелей
культуры от системы представлений, господствующей в их среде.
Купальник, купальный костюм – одежда для купания и отдыха у воды, принятия солнечных и воздушных ванн.
Подробнее ► Купальник
Кутюрье (фр. couture, шитье) – художник–модельер одежды. Первым кутюрье в мире
моды считается Чарлз Фредерик Ворт.
Куяк – в X–XIII столетиях на Руси кожаная безрукавная рубаха с нашитыми
металлическими бляхами. Одежда дружинников русских князей и простых воинов.
Кюлот – плотно сидящие и облегающие ногу штаны. Кюлоты – дворянская одежда:
мужские штаны длиной до колена, поверх которых носили буфоны, превратившиеся в
валики у бедер. Вошли в моду во Франции в XVI столетии и, видоизменяясь,
просуществовали до XIX века. Около 1780 года граф д'Артуа, будущий король
Франции Карл Х из династии Бурбонов, ввел в моду в качестве одежды для верховой
езды замшевые кюлоты: четыре лакея натягивали их на него, и четыре – снимали.
Карл Х был свергнут Июльской революцией 1830 года.
Главная ► Мода и история театра