Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Р
Рабат – воротник, короткий на спине (под париком), спереди его прямоугольные
концы украшались широким кружевом. Был в моде во времена Людовика XIV,
сохранился в одежде протестантских священников.
Рампа – осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от
публики бортом.
Раф – то же, что фреза. В Англии в середине XVI века научились туго крахмалить
воротники, поэтому их стали делать очень большими, и к тому же цветными.
Ревю – эстрадное или театральное представление, состоящее из нескольких номеров,
объединенных одной темой.
Редингот (фр. redingote) – сильно приталенный кафтан с длинными полами и
одним или двумя высокими воротниками, которые можно было поднимать под самый нос. В
середине XVIII столетия в Англии длинный двубортный пиджак, с высоким разрезом
на спине, использовался в качестве костюма для верховой езды. Во Франции его
стали использовать также и как обычную уличную одежду. В XIX веке это был самый
популярный вид одежды, вскоре он был подхвачен женской модой и рединготом стали
называть женское пальто особого покроя, напоминающее этот длинный пиджак.
Режиссура – искусство создания единого, гармонически целостного художественного
произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех
элементов спектакля.
Резонер – амплуа театрального актера, высказывающего нравоучительные суждения.
Реквизит (лат. requisitum, необходимое) – в театре совокупность подлинных или
бутафорских вещей, необходимых актерам на сцене во время действия. Иногда
реквизит дополняет сценический костюм: зонт, портфель и т.п.
Рельефы – это резные линии, которые делят основную выкройку на части и с помощью
которых создается форма изделия одежды, облегающая фигуру.
Ренгравы – во второй половине XVII века во Франции род короткой юбки или штанов,
которые надевали на о-де-шосс. Широкие ренгравы падали складками, заканчивались
бахромой, оборкой или вышитой каймой, украшались пучками лент «ля-птит-уа» по
бокам; внизу виднелись кружева канонов. Названы по имени голландского посла в
Париже Рейнгрэва ван Сальма.
Реформ – в конце XIX столетия и начале XX века неприталенное платье, прозванное
«реформаторским мешком» и созданное в противовес применению корсета. В Англии в
1872 году была даже образована «Ассоциация рациональной женской одежды». Модель
платья была создана Полем Пуаре, и оценили ее не сразу, а с началом Первой
мировой войны это платье быстро отошло на задний план.
Репертуар артиста – круг ролей, номеров, музыкальных, литературных произведений,
исполняемых артистом.
Репетиция (лат. repetitio, повторение) – основная форма подготовки спектакля,
предусматривающая чтения и обсуждения пьесы, ее многократное исполнение по
отдельным сценам, актам и всей в целом. Репетиция проводится под руководством
режиссера.
В процессе репетиций режиссер-постановщик и исполнители:
– добиваются раскрытия идейного содержания драматургического произведения и яркого воплощения образов;
– стремятся найти выразительные средства для создания целостного по своему идейному и художественному решению спектакля.
Различают:
– застольные репетиции;
– репетиции в "выгородке";
– монтировочные, прогонные и генеральные репетиции на сцене.
Реплика – краткое высказывание, произносимое одним актером в ответ на слова другого.
Репс (англ. reps) – хлопчатобумажная или шелковая ткань, у которой лицевая и
изнаночная стороны покрыты рубчиками. Используется для пошива верхней одежды и обуви.
Реставрация спектакля – показ пьесы в традиционном исполнении и оформлении.
Обычно реставрация предполагает:
– обновление или легкую доделку некоторых частей декораций;
– сравнительно небольшое количество репетиций и т.д.
Ритм спектакля – подъемы и спады драматического напряжения в спектакле. Ритм спектакля – согласованное во времени
и пространстве движение, чередование и соразмерность всех элементов и
выразительных средств сценического действия.
Ритуальная маска – маска, которая надевается исполнителями религиозных обрядов в
первобытных культах.
Роб – обобщающее понятие, появившееся во Франции в XIII веке и используемое на
протяжении долгого времени для обозначения различной одежды как у мужчин, так и у женщин.
В XIV веке знатные женщины носили платье роб с узким лифом, талия которого кончалась сразу под грудью.
В XV столетии так стали называть верхнюю женскую распашную одежду, из дорогой ткани, с широкими рукавами, имевшими продольный разрез.
В начале XVI столетия это верхняя накладная мужская одежда с широкими рукавами, отложным
квадратным воротником и множеством складок. Долгое время пользовалась спросом у людей старшего поколения.
Подробнее ► Роб
Роба – в XVI веке длинная верхняя мужская одежда, сделанная из тяжелого сукна, с
широким отложным воротником и с рукавами, имевшими большие буфы.
Рок – в IX–XIII столетиях в Европе одежда без рукавов типа жилета, носили в
холодное время.
Рокелор – в XVII веке мужская широкая одежда для путешествий, с большим
воротником, на застежке.
Рококо (фр. rocaille, осколки раковин) – стилевое направление в европейском
искусстве первой половины XVIII века. Для рококо характерен уход в мир фантазии,
театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, ситуаций. В
искусстве рококо господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.
Ропа – в Испании XVI века верхняя женская распашная одежда.
Ропилья – в XVII столетии верхняя одежда наподобие хубона, но более длинная, без
баски, всегда с фальшивыми рукавами.
Роскеп – линия шва стачивания воротника с подбортом от плечевого шва до точки
уступа.
Ротонда – стеганая женская накидка, которую носили с XVI по XIX век.
Рудзанте (итал. ruzzante, шутник) – в итальянском театре XVI века тип молодого
простодушного разговорчивого крестьянина:
– веселившего зрителей своими шутками;
– выступавшего обманутым мужем, любовником, хвастливым солдатом или глупым слугой.
Рукав – деталь или узел швейного изделия покрывающая руку. Рукав может быть
различной длины, однотонный, двухшовный или трехшовный, втачной, цельнокроенный
со спинкой, передом, кокеткой, состоящей из верхней, нижней, задней или передней части.
Рукавки – в XV–XVII веках в Московской Руси муфты на меху.
Руло – ватный валик, пришитый к подолу платья.
Главная ► Мода и история театра