История моды маски куклы костюма

Куклы, маски и сцена

История кукол и сценических масок

Первое, что всплывает в памяти при упоминании итальянского театра кукол, – имя Пульчинеллы. Рождение этого итальянского кукольного героя произошло, как думают историки, на рубеже XV и XVI столетий. Они исходят из того, что в более ранней литературе его имя не встречается. И хотя истоки итальянских кукольных представлений уходят, вероятно, к Древнему Риму, их история вырисовывается более-менее отчетливо с XVI века.

Куклы, марионетки и маски Италии

К этому времени (конец XV и начало XVI века) на территории современной Италии (после падения Римской империи в V веке и до второй половины XIX столетия Италия была раздроблена на множество самостоятельных областей) процветали по крайней мере три формы кукольных представлений: простейшие уличные куклы, танцующие на доске; перчаточные куклы, выступавшие также под открытым небом, но в своем маленьком театрике, надстроенном над легкой переносной ширмой-палаткой; марионетки, или куклы на нитях, начинавшие, видимо, уходить с улицы под постоянную крышу: расставаясь с бродячей жизнью, марионетки обзаводились собственными помещениями.

В XVII–XVIII веках зрительные залы почти без исключений располагались в подвалах или первых этажах старинных особняков, а то и в парадных комнатах дворцов; маленькие сцены копировали сцены прославленных итальянских театров, а костюмы и парики отличались роскошью и изыском. Знаменитый в свое время врач и математик Кардани, живший в середине XVI века в Милане, пишет: «Я видел двух сицилийцев, совершавших настоящие чудеса с двумя деревянными фигурками, которые они заставляли играть между собой».

Далее Кардани поясняет, что управляла ими единственная нить, проходившая через обе куклы насквозь. Один конец нити был привязан к деревянной стойке, другой к ноге кукольника. Движением ноги кукольник дергал веревку, заставляя кукол размахивать руками, качать головами, шевелить ногами. «Должен добавить, что движения фигурок абсолютно совпадали с тактом музыки, и поэтому смотреть на них было вдвойне приятно».

Кардани не называет музыкального инструмента, звуки которого сопровождали игру кукол, не уточняет, что делал товарищ кукольника. Прояснить детали и дополнить его описание помогают несколько дошедших до нас картин и рисунков (хотя и не все они сделаны в Италии), а также рассказы традиционных кукольников об обычаях и условиях их жизни.

Начнем с обычаев. Бродячие кукольники часто ходили парами, и пока один давал представление, другой обходил публику с шапкой или тарелкой, собирая деньги. Вот что рассказывает неаполитанский кукольник Бруно Леоне о своих учителях и о себе: «Нунцио Дзампелла и Джузеппе Пино работали по очереди: один играл спектакль, а другой ходил с тарелочкой для сборов; на следующем представлении они менялись ролями...»

«Бродячие актеры всегда работали таким образом, и тот, кто занимался сбором денег должен был ежеминутно завоевывать публику и в то же время не быть назойливым, а это не так просто, как кажется...» Вполне возможно, что второй сицилиец занимался именно этой очень важной в жизни бродячих уличных актеров работой.

Актер-кукольник Дюмон Гравюра
Кукольник. Дюмон,
гравюра, 1739 год.
Дюра Уличный актер Литография
Уличный актер. Дюра,
литография, 1833 год.
Венецианская маска
Венецианская маска
Костюм Волшебница из страны Оз
Костюм Волшебница из страны Оз