Развитие театриков креши на юге Франции
Связь между домашними ящиками-крешами и театриками-крешами несомненная, но литература не донесла до нас фактов, свидетельствующих о переходе от неподвижной группы кукол к действующим, перемещающимся в пространстве. На этот счет можно делать лишь предположения. Скорее всего, шаг к театральному действу был сделан в домашних крешах, менее ограниченных предписаниями и правилами, чем церковные. О начальной стадии театрализации крешей, то есть о развитии движения кукол в пространстве, можно догадываться, сравнивая их с украинскими вертепами, о которых речь пойдет в последней главе. Забегая вперед, нужно лишь отметить, что вертепы сохранили эту самую начальную стадию театрализации: фигурки-статуэтки насажены в вертепе на палочку-стержень, в полу вертепной сцены (в дне ящика) прорезаны щели, в которые спускали стержни кукол и, держа куклу снизу, вели ее вдоль вертепного ящика.
На первых порах театрализации крешей спектакли давали лишь несколько раз в году и играли единственный сюжет – евангельскую историю о «вифлеемском чуде». Поскольку диалога в евангельском тексте почти нет, то представление, видимо, шло как пантомима, сопровождаемая пением рождественских псалмов (именно так шли вертепные представления на Украине, точнее, их религиозная часть). Постепенно сцена поклонения стала обрастать бытовыми народными сценками и персонажами, близкими и понятными и зрителям, и актерам. Они помогали осмыслить скупой евангельский рассказ, оживить его, сделать зрелищным.
Дальнейшее развитие можно представить себе следующим образом: рождественские креши приобретали все большую популярность, появились любители, показывавшие их из года в год, становясь специалистами в этом деле (эти домыслы основаны на аналогии с украинскими вертепщиками). На представления собиралась не только семья, в доме которой устраивался спектакль, но и гости, соседи. Желая отблагодарить за труд исполнителя, ему подносили маленькие подарки, сменившиеся со временем мелкими монетками. Возможность подработать представлениями крешей вызвала желание играть в этих ящиках не только на рождественской неделе. Но так как пьеса о поклонении младенцу Иисусу для этого не годилась, то стали изображать евангельские истории, соответствующие другим праздникам. До XIX столетия сохранились в репертуаре крешей «Страсти Господни», «Праздник тела Господня», «Благовещение до избиения младенцев». Во всех этих пьесах, включая и «Рождество», разрасталась светская часть, потихоньку вытесняя религиозную. На следующем этапе это привело к включению в репертуар совершенно мирских пьес, сюжеты которых заимствовались из фольклора, легенд, сказок, репертуара театра живых актеров. В это время появляются первые описания крешей. На юге Франции слово «крешь» становится равнозначным понятию «кукольный театр».
Популярность крешей настолько велика, что их владельцы снимают для представлений отдельные постоянно действующие зальчики (в 1867 году в Марселе насчитывалось около двадцати театров-крешей). Церковь, породившая эти представления, начинает опасаться их соперничества. Сохранился документ, в котором лионские власти разрешают некоему владельцу креши Клоду Берте играть спектакли при условии, что он будет начинать свои представления после окончания церковной службы. И конечно же, в крешах появляются свои местные герои. В Безансоне таким героем стал винодел Барбизье, а в Лионе супружеская чета Папаши и Мамаши Кокар.
Один из лионских почитателей крешей вспоминает: «Это было пара легендарная и неизменная. Они одеты в костюмы восемнадцатого века. Я как сейчас вижу каштановый фрак на золотых пуговицах Папаши Кокара, его короткие штаны, полосатые чулки, подвязки с пряжками, треуголку и косу, поднятую кверху, а у Мамаши Кокар – ослепительно белый чепец с кружевами, платье с крупным узором. Они приходят с опозданием, запыхавшиеся, во время поклонения новорожденному Иисусу. Папаша Кокар появлялся из правой кулисы, неся свой знаменитый фонарь – воспоминание об эпохе, когда улицы Лиона не освещались и никто не выходил из дома без масляной лампы. Супруги не переставая бранились. Инициатива, разумеется, принадлежала Мамаше Кокар: то Папаша Кокар плохо освещал ей дорогу, то он шел слишком быстро, то еле тащился. Наконец, они подносили младенцу свой скромный подарок и, отходя от яслей, снова вступали в перебранку...»
Далее ► Техника кукольного театра Креши
Главная ► Мода и история театра