Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Т
Табарро – плащ, носили в Италии в XVIII веке. В XIII–XV столетиях короткий
плащ с расширяющимися, несшитыми по боковому шву рукавами. Костюм герольда,
пажа. В XV веке мужская выходная одежда для торжественных случаев.
Таларис – в VIII–V веках до нашей эры в Древнем Риме туника с длинными узкими рукавами.
Тальма – женская длинная накидка без рукавов. Названа по имени французского актера Тальма.
Танга – разновидность женских трусиков, состоящих из переднего и заднего небольших треугольников с узкой
соединительной полоской по бокам.
Подробнее ► Танга
Танцовщик – исполнитель танца; профессиональный артист балета или танцевального
коллектива. Исторически в балетном театре танцовщики делились:
– на классических и характерных;
– гротесковых, лирических, героических и др.
Тапперт-плащ – верхняя одежда с рукавами, полы которой находят одна на другую
или сделаны встык, на подкладке или без нее.
Подробнее ► Тапперт-плащ
Тарлатан (фр. tarlatane) – легкая хлопчатобумажная (или полушелковая) газовая
материя для дамского и детского платья.
Тарталья (итал. tartaglia от слова tartagliare, заикаться) – персонаж
итальянской комедии дель арте; назойливый и педантичный старик-нотариус, судья,
секретарь и др. Тарталья:
– был наделен низменным, трусливым характером;
– смешно заикался;
– говорил на неаполитанском диалекте;
– носил костюм зеленого цвета в желтую полоску, большие очки и серую шляпу.
Тафта – материя, тканная полотняным переплетением из вываренного шелка, обычно
одноцветная. Предназначалась для женской одежды.
Тафья – старинный мужской головной убор в виде маленькой, богато украшенной
шапочки, похожей на круглую тюбетейку. На Руси существовала со времен татарского
ига; в XVI столетии ее не снимали даже в церкви. Поверх нее часто надевали клобук.
Театр миниатюр – вид театра, в котором ставятся (связанные общим сюжетом)
одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи и другие произведения малых форм.
Театр теней – вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских
кукол из картона или кожи, которые находятся между источником света и экраном
или накладываются на него.
Театральная кукла – в кукольном спектакле – главный художественный инструмент,
посредством которого идейное и эмоциональное содержание пьесы становится
достоянием зрителей. Сила выразительности куклы заключена в маске и в движении:
в жесте, в повороте корпуса и головы. По способу анимации театральные куклы разделяются:
– на верховые;
– на низовые;
– на теневые;
– на открыто управляемые;
– на вертепные и другие.
Театральная маска – маска, которая употреблялась в античном театре, в
итальянской комедии дель арте, в традиционном театре Японии, Южной Азии и других стран. В
театре маска употребляется как элемент актерского грима.
Театральная музыка – в широком смысле музыка во всех театральных спектаклях,
включая постановки музыкального театра. Театральная музыка – в узком смысле
музыка для исполнения по ходу представления драматической пьесы, способствующая
раскрытию содержания спектакля.
Театральная сцена – основная часть театрального здания в современном театре; замкнутая коробка,
примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним большим портальным проемом.
Обычно в плане сцена имеет прямоугольную форму. Все основные конструкции и перекрытия сцены выполняются из металла и железобетона.
По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены.
По глубине сценическая коробка делится:
– на авансцену и на просцениум;
– на игровую часть, подразделяемую на отдельные планы;
– на закулисные пространства и на арьерсцену.
Театральное дело – организация театральной деятельности, которая включает
комплекс мероприятий, направленных на создание условий для театрального
творчества и демонстрации театральных произведений.
Театральное агентство – посредническая организация, занимающаяся вопросами
предложения и спроса актерского труда.
Театральное искусство – род искусства, отражающий действительность, характеры,
события, конфликты, их трактовки и оценки посредством драматического действия,
возникающего в процессе игры актера перед публикой. В ходе исторического
развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими
признаками и средствами художественной выразительности: драматический, оперный и балетный театры.
Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.
Занавесы:
– шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке;
– собираются в складки;
– украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса.
Занавес позволяет:
– сделать невидимым процесс перемены обстановки;
– создать ощущение промежутка во времени между действиями.
Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки.
Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены.
Театральный костюм – все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие
предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле. Театральный
костюм дополняется гримом и прической. Обычно театральные костюмы разрабатывают
и шьют в костюмерных мастерских театра.
Театральный макет – модель, воспроизводящая в масштабе (1:20):
– пространственно–декорационное решение спектакля;
– фигуры действующих лиц (из картона или пластилина).
Театральный макет:
– наглядно показывает композицию сценического пространства;
– используется для планировки мизансцен;
– позволяет решать ряд практических вопросов монтировки декораций на сцене;
– служит основанием для изготовления рабочих чертежей, составления смет на материалы.
Макет каждой отдельной картины помещается в макетный станок. Различают:
– рабочие макеты без отделки деталей;
– выставочные макет, показывающие декорационное решение спектакля в полном виде.
Театроведение – наука, изучающая теорию и историю театрального искусства, в том
числе: драматургию, актерское мастерство, режиссуру, декорационное искусство,
театральную архитектуру.
Теларии (итал. telari от итал. tela, полотно) – приспособление для смены
декораций, которое применялось в западно-европейском театре в XVI–XVII веках.
Теларии конструировались в виде прямоугольных призм, составленных из трех рам с
натянутыми на них холстами, на которых изображались дома, деревья, скалы и т.д.
Каждая призма имела поворотную ось, пропущенную через один из ее углов в трюм
сквозь планшет сцены. При повороте теларий менялся раздвижной живописный задник.
Во время действия рамы, навешенные с тыловой стороны теларии, менялись.
Темпо-ритм спектакля – по Константину Сергеевичу Станиславскому синтез темпа и ритма спектакля;
нарастание или спад, ускорение или замедление, плавное течение или бурное
развитие сценического действия.
Теневая кукла – плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень
на экран, который является сценой театра теней.
Тиара – узковерхий головной убор из парчи, богато декорированный; часть
облачения высшего духовенства католической церкви.
Тога (лат. tegere, покрывать) – длинный белый плащ без рукавов, служивший
верхней одеждой полноправных граждан в Древнем Риме. У высших должностных лиц
тогу украшала пурпурная кайма. Представляла собой кусок ткани эллипсовидной
формы, сложенной вдвое и окутывающей фигуру согласно жесткому регламенту
укладывания складок.
Ток – шляпка с маленькими полями, украшенная пером и драгоценностями.
Толстовка – широкая длинная мужская блуза в складку и с поясом. Названа по имени
Льва Николаевича Толстого. Мода на нее держалась до 30–х годов XX века.
Травести – амплуа театральной актрисы, исполняющей роли подростков.
Трагик – амплуа театрального актера, исполняющего трагедийные роли.
Трансадо – в XVII столетии женский головной убор: маленькая повязка, переходящая
в футляр для косы, крест-накрест перевязанный узкой черной лентой.
Трен – часть юбки или платья, особо подкроенная. Длина трена значительно
превышала длину всего платья, поэтому часть его лежала на полу.
Тренчкот – мужское пальто с глухой застежкой, отложным воротником,
полуприталенное, со шлицей на спинке. Вошло в моду в середине XX века. Так же
называли короткий макинтош военного образца с поясом.
Трессуар – в XII веке мужской головной убор в виде парчовой ленты, украшенной
драгоценностями; носили вокруг головы.
Треуголка – шляпа с полями, сдавленными в трех углах. Деталь мужского костюма во
времена Людовика XIV; была украшена галуном или перьями. Надевать на парик,
обычно напудренный, ее было неудобно, поэтому чаще всего ее носили подмышкой, В
период рококо ее стали носить и женщины. В XVII–XVIII столетиях – часть
униформы. В конце XVIII века ее сменила двууголка.
Треух – теплая шапка с тремя лопастями для прикрытия ушей и затылка, зачастую с
узкой четвертой лопастью – козырьком, прикрывающим лоб; малахай.
Трильби – мужская мягкая шляпа с вмятиной на тулье. Названа по имени героини
одноименного романа Джорджа Дюморье.
Тромблон – мужская высокая конусообразная шляпа первой четверти XIX века с
узкими, отогнутыми с боков полями. К 40-м годам она появляется в форме цилиндра.
Труакар – верхняя женская одежда типа длинного жакета или полупальто. Вошла в моду в 30–х годах XX столетия.
Труппа – творческий состав театра. Обычно в состав театральной труппы входят
артисты, танцовщики, музыканты и хор. В зависимости от вида представлений
различают драматические, оперные, эстрадные, цирковые и другие труппы. Бывают также:
– смешанные труппы, состоящие из актеров драмы, оперетты, оперы;
– труппы, работающие на двух языках.
Иногда труппы называются именем своего основателя или руководителя.
Трусс – в XVI столетии толстые стеганые о-де-шосс.
Тужурка – будничная домашняя одежда барынь по определению русского этнографа Владимира Ивановича Даля.
В XIX веке превратилась в простую повседневную курточку.
Туника – белая одежда из льна или тонкой шерсти, которую древние римляне носили
под тогой. Первоначально не имела рукавов, позднее делается с рукавами до
локтей. Когда длина достигла колен, ее начали подпоясывать. Туника – женский
театрально–танцевальный или репетиционный костюм; кусок материи:
– имеющий форму креста с широкой вертикальной и узкой горизонтальной сторонами;
– сложенный по середине узкой полосы;
– сшитый по бокам с отверстиями для рук и головы.
Тюник (фр. tunique, туника) – костюм танцовщицы в виде лифа и пышной юбки из
легкой упругой ткани, принятый в романтическом балете.
Турнюр – фасон дамского платья с выпуклым возвышением под задней частью юбки
ниже талии. Эффект достигался с помощью специальной подушечки (она также
называлась турнюр), которая подкладывалась под платье сзади ниже талии, на
особой формы каркас из металлических обручей, китового уса и др. Надетая на этот
каркас юбка пышно топорщилась сзади. Турнюр пришел на смену кринолину.
Тягиляй – в XV–XVII веках в Московской Руси одежда конника: длинный кафтан с
воротником-козырем на подкладке, между подкладкой и верхом прокладывали слой
пакли с вложенными в него металлическими пластинами.
Главная ► Мода и история театра