История моды маски куклы костюма

Т Глоссарий терминов истории моды и театра

Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Т

Табарро – плащ, носили в Италии в XVIII веке. В XIII–XV столетиях короткий плащ с расширяющимися, несшитыми по боковому шву рукавами. Костюм герольда, пажа. В XV веке мужская выходная одежда для торжественных случаев.

Таларис – в VIII–V веках до нашей эры в Древнем Риме туника с длинными узкими рукавами.

Тальма – женская длинная накидка без рукавов. Названа по имени французского актера Тальма.

Танга – разновидность женских трусиков, состоящих из переднего и заднего небольших треугольников с узкой соединительной полоской по бокам.
Подробнее ► Танга

Танцовщик – исполнитель танца; профессиональный артист балета или танцевального коллектива. Исторически в балетном театре танцовщики делились:
– на классических и характерных;
– гротесковых, лирических, героических и др.

Тапперт-плащ – верхняя одежда с рукавами, полы которой находят одна на другую или сделаны встык, на подкладке или без нее.
Подробнее ► Тапперт-плащ

Тарлатан (фр. tarlatane) – легкая хлопчатобумажная (или полушелковая) газовая материя для дамского и детского платья.

Тарталья (итал. tartaglia от слова tartagliare, заикаться) – персонаж итальянской комедии дель арте; назойливый и педантичный старик-нотариус, судья, секретарь и др. Тарталья:
– был наделен низменным, трусливым характером;
– смешно заикался;
– говорил на неаполитанском диалекте;
– носил костюм зеленого цвета в желтую полоску, большие очки и серую шляпу.

Тафта – материя, тканная полотняным переплетением из вываренного шелка, обычно одноцветная. Предназначалась для женской одежды.

Тафья – старинный мужской головной убор в виде маленькой, богато украшенной шапочки, похожей на круглую тюбетейку. На Руси существовала со времен татарского ига; в XVI столетии ее не снимали даже в церкви. Поверх нее часто надевали клобук.

Театр миниатюр – вид театра, в котором ставятся (связанные общим сюжетом) одноактные пьесы, пародии, сценки, скетчи и другие произведения малых форм.

Театр теней – вид театрального зрелища, основанный на использовании плоских кукол из картона или кожи, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него.

Театральная кукла – в кукольном спектакле – главный художественный инструмент, посредством которого идейное и эмоциональное содержание пьесы становится достоянием зрителей. Сила выразительности куклы заключена в маске и в движении: в жесте, в повороте корпуса и головы. По способу анимации театральные куклы разделяются:
– на верховые;
– на низовые;
– на теневые;
– на открыто управляемые;
– на вертепные и другие.

Театральная маска – маска, которая употреблялась в античном театре, в итальянской комедии дель арте, в традиционном театре Японии, Южной Азии и других стран. В театре маска употребляется как элемент актерского грима.

Театральная музыка – в широком смысле музыка во всех театральных спектаклях, включая постановки музыкального театра. Театральная музыка – в узком смысле музыка для исполнения по ходу представления драматической пьесы, способствующая раскрытию содержания спектакля.

Театральная сцена – основная часть театрального здания в современном театре; замкнутая коробка, примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним большим портальным проемом. Обычно в плане сцена имеет прямоугольную форму. Все основные конструкции и перекрытия сцены выполняются из металла и железобетона. По высоте сценическая коробка подразделяется на нижнюю, среднюю и верхнюю сцены.
По глубине сценическая коробка делится:
– на авансцену и на просцениум;
– на игровую часть, подразделяемую на отдельные планы;
– на закулисные пространства и на арьерсцену.

Театральное дело – организация театральной деятельности, которая включает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для театрального творчества и демонстрации театральных произведений.

Театральное агентство – посредническая организация, занимающаяся вопросами предложения и спроса актерского труда.

Театральное искусство – род искусства, отражающий действительность, характеры, события, конфликты, их трактовки и оценки посредством драматического действия, возникающего в процессе игры актера перед публикой. В ходе исторического развития определились три основные вида театра, отличающиеся специфическими признаками и средствами художественной выразительности: драматический, оперный и балетный театры.

Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы:
– шьются из плотной окрашенной ткани, на плотной подкладке;
– собираются в складки;
– украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса.
Занавес позволяет:
– сделать невидимым процесс перемены обстановки;
– создать ощущение промежутка во времени между действиями.
Занавес подвешивается в виде драпировки с внутренней стороны портальной арки. Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены.

Театральный костюм – все виды одежды, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, которые использует актер для своей роли в спектакле. Театральный костюм дополняется гримом и прической. Обычно театральные костюмы разрабатывают и шьют в костюмерных мастерских театра.

Театральный макет – модель, воспроизводящая в масштабе (1:20):
– пространственно–декорационное решение спектакля;
– фигуры действующих лиц (из картона или пластилина).
Театральный макет:
– наглядно показывает композицию сценического пространства;
– используется для планировки мизансцен;
– позволяет решать ряд практических вопросов монтировки декораций на сцене;
– служит основанием для изготовления рабочих чертежей, составления смет на материалы.
Макет каждой отдельной картины помещается в макетный станок. Различают:
– рабочие макеты без отделки деталей;
– выставочные макет, показывающие декорационное решение спектакля в полном виде.

Театроведение – наука, изучающая теорию и историю театрального искусства, в том числе: драматургию, актерское мастерство, режиссуру, декорационное искусство, театральную архитектуру.

Теларии (итал. telari от итал. tela, полотно) – приспособление для смены декораций, которое применялось в западно-европейском театре в XVI–XVII веках. Теларии конструировались в виде прямоугольных призм, составленных из трех рам с натянутыми на них холстами, на которых изображались дома, деревья, скалы и т.д. Каждая призма имела поворотную ось, пропущенную через один из ее углов в трюм сквозь планшет сцены. При повороте теларий менялся раздвижной живописный задник. Во время действия рамы, навешенные с тыловой стороны теларии, менялись.

Темпо-ритм спектакля – по Константину Сергеевичу Станиславскому синтез темпа и ритма спектакля; нарастание или спад, ускорение или замедление, плавное течение или бурное развитие сценического действия.

Теневая кукла – плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который является сценой театра теней.

Тиара – узковерхий головной убор из парчи, богато декорированный; часть облачения высшего духовенства католической церкви.

Тога (лат. tegere, покрывать) – длинный белый плащ без рукавов, служивший верхней одеждой полноправных граждан в Древнем Риме. У высших должностных лиц тогу украшала пурпурная кайма. Представляла собой кусок ткани эллипсовидной формы, сложенной вдвое и окутывающей фигуру согласно жесткому регламенту укладывания складок.

Ток – шляпка с маленькими полями, украшенная пером и драгоценностями.

Толстовка – широкая длинная мужская блуза в складку и с поясом. Названа по имени Льва Николаевича Толстого. Мода на нее держалась до 30–х годов XX века.

Травести – амплуа театральной актрисы, исполняющей роли подростков.

Трагик – амплуа театрального актера, исполняющего трагедийные роли.

Трансадо – в XVII столетии женский головной убор: маленькая повязка, переходящая в футляр для косы, крест-накрест перевязанный узкой черной лентой.

Трен – часть юбки или платья, особо подкроенная. Длина трена значительно превышала длину всего платья, поэтому часть его лежала на полу.

Тренчкот – мужское пальто с глухой застежкой, отложным воротником, полуприталенное, со шлицей на спинке. Вошло в моду в середине XX века. Так же называли короткий макинтош военного образца с поясом.

Трессуар – в XII веке мужской головной убор в виде парчовой ленты, украшенной драгоценностями; носили вокруг головы.

Треуголка – шляпа с полями, сдавленными в трех углах. Деталь мужского костюма во времена Людовика XIV; была украшена галуном или перьями. Надевать на парик, обычно напудренный, ее было неудобно, поэтому чаще всего ее носили подмышкой, В период рококо ее стали носить и женщины. В XVII–XVIII столетиях – часть униформы. В конце XVIII века ее сменила двууголка.

Треух – теплая шапка с тремя лопастями для прикрытия ушей и затылка, зачастую с узкой четвертой лопастью – козырьком, прикрывающим лоб; малахай.

Трильби – мужская мягкая шляпа с вмятиной на тулье. Названа по имени героини одноименного романа Джорджа Дюморье.

Тромблон – мужская высокая конусообразная шляпа первой четверти XIX века с узкими, отогнутыми с боков полями. К 40-м годам она появляется в форме цилиндра.

Труакар – верхняя женская одежда типа длинного жакета или полупальто. Вошла в моду в 30–х годах XX столетия.

Труппа – творческий состав театра. Обычно в состав театральной труппы входят артисты, танцовщики, музыканты и хор. В зависимости от вида представлений различают драматические, оперные, эстрадные, цирковые и другие труппы. Бывают также:
– смешанные труппы, состоящие из актеров драмы, оперетты, оперы;
– труппы, работающие на двух языках.
Иногда труппы называются именем своего основателя или руководителя.

Трусс – в XVI столетии толстые стеганые о-де-шосс.

Тужурка – будничная домашняя одежда барынь по определению русского этнографа Владимира Ивановича Даля. В XIX веке превратилась в простую повседневную курточку.

Туника – белая одежда из льна или тонкой шерсти, которую древние римляне носили под тогой. Первоначально не имела рукавов, позднее делается с рукавами до локтей. Когда длина достигла колен, ее начали подпоясывать. Туника – женский театрально–танцевальный или репетиционный костюм; кусок материи:
– имеющий форму креста с широкой вертикальной и узкой горизонтальной сторонами;
– сложенный по середине узкой полосы;
– сшитый по бокам с отверстиями для рук и головы.

Тюник (фр. tunique, туника) – костюм танцовщицы в виде лифа и пышной юбки из легкой упругой ткани, принятый в романтическом балете.

Турнюр – фасон дамского платья с выпуклым возвышением под задней частью юбки ниже талии. Эффект достигался с помощью специальной подушечки (она также называлась турнюр), которая подкладывалась под платье сзади ниже талии, на особой формы каркас из металлических обручей, китового уса и др. Надетая на этот каркас юбка пышно топорщилась сзади. Турнюр пришел на смену кринолину.

Тягиляй – в XV–XVII веках в Московской Руси одежда конника: длинный кафтан с воротником-козырем на подкладке, между подкладкой и верхом прокладывали слой пакли с вложенными в него металлическими пластинами.

Главная ► Мода и история театра