Тапперт-плащ, гупелянд – верхняя одежда с рукавами, с полами, находящими одна на другую или сделанными встык, на подкладке или без нее. В придворном платье тапперт обычно делался без рукавов. У пожилых людей тапперт был с широкими и длинными (больше длины руки) рукавами, отделанными мехом или другой тканью. Ученые, главы города, писатели, врачи, придворная знать и магистратура – все на официальных приемах появлялись обязательно в таппертах, одежде, приличествующей возрасту и положению.
Маскарадный костюм жителя Венеции
Плащ без рукавов делался на двух шнурах, позволявших регулировать его длину.
Правая рука обычно придерживала шнур, прикрепленный на обоих плечах пряжками к
плащу. У бедняка плащ – просто рубище, кусок ткани, тогда как у богатого он из
драгоценной ткани на подкладке, длинный – у воинов и мужей и короткий, едва
прикрывающий бедра – у юношей (XIV–XVI века). Плащ, как довершение одежды,
обязательное у дворянства, был предметом тщательного внимания:
«Жена, вот этот плащ полсотни фунтов стоит,
Но я продам его за тридцать, коль увижу
В таких плащах весь Лондон, и меня увидит Лондон.»
Бен Джонсон. «Дьявол – это осел».
Плащ обматывали вокруг левой руки, дабы превратить его в щит во время дуэлей и стычек с употреблением холодного оружия. Длина плаща более всего колебалась в зависимости от стиля одежды и моды. Вот запись от 7 октября 1666 года: «Пешком ходил в Уайтхолл, чтобы попросить отца поменять мой длинный черный плащ на короткий (длинные плащи теперь совсем не носят), но отец ушел в церковь и плаща я не достал».
На плаще иногда изображали фамильный герб (XIII–XV века). В середине XVI века плащ, сделанный из той же ткани и с отделкой, повторяющей весь костюм, у дворян станет обязательным дополнением костюма. Прямоугольные плащи уже с конца XIII века сменяются выкройными: по полукругу, овалу, раскошенные, в середине XVI века они приобрели сложный крой пелерины на вытачках и могли быть сшиты из отдельных долек, мелких или крупных. Для дороги плащи были суконные; нарядные плащи делались из бархата, шелка и атласа.
На сцене плащ никогда не должен болтаться легкой тряпкой : это часть костюма едва ли не самая важная, и ей уделяется внимание наравне с пурпуэн или штанами. Поэтому плащ нужно делать на подкладке, цвет которой строго согласован со всем костюмом.
Ткани. Основными тканями Средневековья и Возрождения были лен, грубые и тонкие шерстяные ткани, сукно, парча, бархат гладкий и рытый (с рельефным рисунком), камка, атлас, муар, шелковая кисея и тонкое полотно. Парча, сукно и бархат выделывались в Италии, а шелка привозили из Китая, Индии и с Ближнего Востока. Самые крупные рисунки, украшавшие ткани XV века, так называемая семилопастная роза с гранатовым рисунком, шли только на драгоценные одеяния, а более мелкие, ювелирные – на платья знатных горожанок. В театре эти ткани заменяются бархатом, вельветом, гобеленом, ворсовыми и драпировочными тканями, кашемиром, репсом.
Далее ► Итальянский костюм
Главная ► Мода и история театра