Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву А
Аванложа – места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.
Авансцена (фр. avant-scene) – открытая передняя часть сцены, несколько
выдвинутая в зрительный зал. Авансцена занимает пространство, равное по ширине
портальной арке, от красной линии сцены до рампы. В оперных и балетных
спектаклях авансцена часто используется в качестве игровой площадки. В
драматических театрах авансцена служит преимущественным местом действия для
небольших сцен перед закрытым занавесом, являющихся связующим звеном между
основными картинами спектакля.
Авиатик – женское широкое, свободное пальто в период первой мировой войны;
подражание мужскому авиационному костюму, от которого и пошло название.
Аграф – первоначально пряжка для скрепления отдельных частей костюма, позднее
для украшения причесок, шляп, костюма.
Подробнее ► Аграф
Ажурная декорация (фр. a jour, сквозной) – вид плоской живописной декорации, в
которой часть живописной поверхности декорационного холста вырезается и сквозь прорези виден:
– фон, изображающий небо;
– второй план архитектурной или пейзажной декорации и т.п.
Ажурная декорация при подвеске на нескольких планах создает иллюзию
пространственного сооружения или глубины пейзажа. Ажурные архитектурные
декорации на сцене проектируются и строятся по законам условной сценической
перспективы. Также ажурная декорация – кулисно-арочная декорация,
подклеивающаяся на специальные сетки или апплицирующиеся на тюле.
Азям – в старину на Руси крестьянская верхняя летняя мужская и женская одежда в
виде широкого длиннополого кафтана с узкими рукавами, с пуговицами и петлями для
застегивания. Азям имел халатный покрой, шился из домотканого крестьянского
сукна из армячины, верблюжьего сукна. В некоторых губерниях так называлась
теплая одежда, например, в Саратовской – это шуба из волчьего или лисьего меха,
в Астраханской – овчинный тулуп.
Акт – законченная часть драматического произведения или театрального
представления; то же, что и действие.
Актер (фр. acteur; комедиант, лицедей) – профессиональный исполнитель ролей в
драматических, оперных, балетных, эстрадных, цирковых представлениях и в кино.
Актеры исполняют свои роли:
– следуя тексту пьесы; или
– следуя сценарию, требующему импровизации.
Аксамитка – в старину детская шапочка с бархатной подкладкой.
Аксессуары– принадлежности. На театральном языке
аксессуарами называется все, что актер должен иметь при себе, выходя на сцену, –
все, относящееся к костюму, вооружению и т. п.
Подробнее ►
Аксессуары для женщин
Аксессуары для мужчин
Аксессуары театральные
Амплуа (греч. employ, применение) – в драматическом театре род ролей,
соответствующий сценическим данным актера. Различают амплуа героя, злодея,
любовника, резонера, шута и т.д. Амплуа в музыкальном театре – род ролей
(партий) определенного характера, исполняемых певцом в зависимости от его
вокальных и сценических данных, а также положения, занимаемого певцом в труппе.
Амфитеатр – античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой
уступами располагались места для зрителей. Амфитеатром также именуют места в
зрительном зале, расположенные за партером.
Ангажемент (фр. engagement, обязательство) – приглашение артиста или
артистического коллектива для участия в спектаклях или концертах на определенных условиях.
Андарак – юбка из шерстяной многоцветной ткани, в разноцветную клетку или с
вертикальными либо горизонтальными полосами, подчас с пришитым к ней лифом
Распространена в Белоруссии и западных районах России.
Античный театр – сценическое искусство Древней Греции и Древнего Рима в период с
VI века до нашей эры по IV век нашей эры. В это время возникли первые образцы
постоянных театральных сооружений, театральных машин и декорационного оформления спектакля.
Антигерой – нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле,
занимающий одно из главных мест.
Антракт (фр. entracte от слов entre, между и acte, действие) – перерыв между
актами спектакля или отделениями концерта, циркового представления. Антракт
служит для отдыха исполнителей и зрителей, а также для перемены декораций.
Антрепренер – владелец, содержатель, арендатор частного театра.
Апаш – рубашка с открытым широким воротом. Была в моде со времен Первой мировой
войны до 20–х годов XX столетия. Воротник свободно лежал на плечах и груди,
оставляя открытой шею. Считается, что подобные рубашки носили парижские хулиганы, апаши.
Апофеоз (греч. apotheosis, обожествление) – заключительная, торжественная
массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы, циркового
представления. В апофеозе участвует большое количество действующих лиц. Обычно
апофеоз носит монументальный характер, исполнен подъема, мощи, величия.
Аппликация (лат. applicatio, накладывание) – в театрe прием изготовления
декораций, обивки мебели, мягкой бутафории, костюмов. Аппликация в декорациях
создается путем нашивания или наклеивания на непрозрачную основу окрашенных
деталей, вырезанных из материала различной плотности, фактуры и окраски.
Предварительно на основу наносится рисунок аппликации.
Арлекин (итал. arlecchino) – персонаж итальянской комедии дель арте. В XVI веке
Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-простака, запутывавшего своими глупыми
выходками интригу комедии. Арлекин-простак носил костюм, покрытый разноцветными
заплатами, символизирующими бедность и скупость его обладателя.
В XVII веке Арлекин занимал в труппе положение Дзанни-пройдохи, активно
участвующего в развитии действия. Заплаты на костюме Арлекина-пройдохи приняли
форму правильных разноцветных треугольников, тесно прилегающих друг к другу. В
XVIII веке в трактовку роли Арлекина был внесен патетический элемент,
заставляющий зрителей одновременно смеяться и плакать.
Арлекинада (фр. arlequinade) – популярный жанр французских ярмарочных театров
XVIII века. В одноактных пьесах-арлекинадах главными действующими лицами
являлись Арлекин и другие персонажи итальянской комедии дель арте; преобладали
элементы пантомимы, пения и танца; разыгрывались любовные перипетии и остро
комические ситуации.
Армяк – в старину на Руси крестьянский кафтан, неотрезной в талии, с прямой
спинкой, с рукавами, вшитыми в прямую пройму Зимой армяк надевали на тулуп,
поддевку или полушубок. В Саратовской губернии это одежда типа чапана, в
Олонецкой – это чуйка, в Казанской – азям имел узкий шалевый воротник, который
был отделан другим материалом, чаще плисом, в Псковской губернии армяк имел
воротник и узкие отвороты, запахивался неглубоко.
Артист (фр. artiste) – в широком смысле человек, занимающийся творчеством в
области некоторого искусства: художник, музыкант и т.п.
Артист балета – танцовщик, исполняющий в балетном спектакле танцы и сцены,
созданные балетмейстером. Артист балета обязан посещать уроки классического
танца и занятия с репетитором и концертмейстером.
Артист эстрады – чтец, куплетист, певец, музыкант, фокусник, акробат, танцор,
конферансье, звукоподражатель и др. Обычно сценические образы артистов эстрады
выразительны, ярки, гротескны.
Архитектурное оформление спектакля – способ декорационного оформления спектакля,
при котором отдельные детали декораций строятся в трех измерениях, в результате
чего они выглядят объемными не только из зрительного зала, но и со сцены.
Арьерсцена (фр. arriere, сзади) – в театре пространство позади основной
сценической площадки. Арьерсцена:
– является продолжением основной сцены;
– используется для создания иллюзии большой глубины пространства;
– служит резервным помещением для установки декораций, которые создают иллюзию
пространства большой глубины.
На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг, с заранее
установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с
декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают
склады навесных декораций.
Аттифэ – женский головной убор, представляющий собой маленькую сердцевидную
шапочку на каркасе, чаще всего из черного бархата, украшенную пером и
драгоценностями. В XVI столетии аттифэ вошла в моду во Франции, в 40–х годах XVI
века аттифэ появилась в Англии.
Атур – женский головной убор во Франции XV столетия.
Аяцури – представление японского театра кукол. Обычно представления аяцури
сопровождаются чтением рассказчика (гидаю) и аккомпанементом музыкального
инструмента (сямисена). По способу вождения кукол аяцури подразделяются:
– на тедзукаи, где действуют куклы, управляемые руками;
– на итоаяцури, где действуют куклы управляемые с помощью нитей.
Главная ► Мода и история театра