Аграф (франц. agrafe – крючок, зажим, пряжка) – металлическое украшение в виде в виде застежки или пряжки для нарядов, шляп, обуви или заколки для волос. Может быть выполнено из драгоценных металлов, украшено камнями, чеканкой и прочими изысками.
Аграф появился в Средневековье, в одежде эпохи готики, сменив более простую по конструкции и оформлению фибулу. В XIII веке он представлял собой крепление из петли и крючка, выполненное в виде венка из листьев, пластины, розетки, ключей или пронзенных сердец. Аграфом обычно скрепляли ворот нижней рубахи или просто надевали в качестве украшения. Иногда аграфы изготавливались из драгоценных металлов и украшались камнями, чеканкой, эмалью, рельефным декором.
В XV веке аграфы было принято дарить фаворитам двора. Тогда были особенно популярны изделия бургундских ювелиров – золотые с эмалью, рельефные в виде цветов или животных, с изображениями религиозного содержания, гербами, девизами, различными надписями.
Аграф на поясе.
Костюм Варварского периода
Аграф как украшение.
Костюм эпохи Средневековья
Аграф на груди.
Костюм варвара
К раннему Ренессансу аграфы вышли из моды. Популярность эти украшения вновь обрели в XVII веке, теперь их применяли исключительно для скрепления драпировок и декоративных складок на одежде. В XVIII веке аграфы стали использовать и в качестве заколки для волос. С их помощью к прическе крепили цветы, плюмажи, искусственные локоны. В то время аграфы носили как женщины, так и мужчины. В XIX веке пряжки-аграфы сохранились только в традиционных облачениях: на королевских мантиях, одеждах Папы Римского.
Пряжка-аграф императрицы Елизаветы Петровны, бриллианты.
Мастер Иеремия Позье. Алмазный фонд.
Бриллиантовой пряжкой-аграфом россйские правители с XIII века закалывали мантии. Большая пряжка-аграф – одна из драгоценностей, которые принадлежали монархам Российской Империи. Эта пряжка принадлежала императрице Елизавете Петровне, которая, равно, как и другие правители носила ее в качестве застежки для горностаевой мантии. Ее изготовлением занимался знаменитый ювелир Иеремия Позье в 1750-е годы, который также изготовил знаменитую Большую корону российской империи. Длина роскошной пряжки-аграф составляет 25 см., а ширина 11 см. В качестве формы для пряжки ювелир выбрал форму банта. Этот бант состоит из трех ветвей, усыпанных индийскими и бразильскими бриллиантами. Благодаря искусному переплетению эти ветви, хотя и довольно массивны, смотрятся легкими и воздушными. Легкость придают небольшие цветочки, которые разбросаны на тоненьких стебельках между ветвями. В изделии мастер сочетал самые различные ограненные бриллиантовой огранкой алмазы. Для изготовления пряжки ювелиры использовали традиционные драгоценные металлы – золото и серебро. Это уникальное ювелирное украшение было отреставрировано в 1984 году, наряду с другими царскими регалиями, такими как императорский скипетр, императорская держава, малая императорская корона и другими.
Аграфы средневековья
Аграфом скреплялись женский плащ и мужской хитон этрусков. Фибулой или аграфом Воины Римской Империи скрепляли свой плащ, который назывался хламидой или лацерной. Покрой мужской и женской одежды Византии напоминал покрой одежды в Римской Империи. Широко распространены были плащи, которые на правом плече скреплялись аграфом. Во времена Возрождения им на смену приходят подвески, но начиная с XVII века вновь стали широко использоваться роскошные застежки, которые теперь стали называться брошами.
Аграф "Гранат".
Карнеол (халцедон), гранаты.
Диаметр 5 см
Аграф "Замок". Мартин фон Клаузенберг, XIV век, серебро; позолота, эмаль, чернь, гравировка. Санкт-Петербург, Эрмитаж
Аграф "Фантазия".
Золото, цветная эмаль, инкрустация.
Растительный орнамент
В XIV веке – аграфы представляли большей частью, изделия из серебра с эмалью. Большим спросом и интересом на аукционах пользуются аграфы бургундских ювелиров начала XV века – рельефные золотые с эмалью, в виде разнообразных фигурок, цветов, мотивов из Библии и пр. Для эпохи поздней готики характерны рельефы с религиозными мотивами, украшенные эмалью.
Главная ► Мода и история театра