Толкование терминов, характеризующих историю моды, особенности костюмов различных эпох, стран и народов, а также специфику театральной деятельности, на букву Н
Навершник – в русском костюме до монгольского периода, в X–XIII веках,
парадная женская одежда, имевшая вид туники, длинная, довольно широкая, с
короткими рукавами.
Налатник – в Московской Руси в XV–XVII столетиях короткий прямой плащ с не
сшитыми в боках полами, широкими короткими рукавами, спереди застегивался на пуговицы.
Нарамник – в XIII–XV веках длинная или короткая накидка, изготовленная из куска
ткани, согнутого пополам, с отверстием для головы, иногда носили с поясом, по
краю могла быть отделана мехом.
Народное творчество – художественная коллективная творческая деятельность
народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы в создаваемой им:
– поэзии: предания, песни, сказки, эпос;
– музыке: песни, инструментальные наигрывания, пьесы;
– театре: драмы, сатирические пьесы, театр кукол;
– танце;
– архитектуре;
– изобразительном и декоративно–прикладном искусстве.
Произведения и навыки народного творчества непосредственно передаются из
поколения в поколение.
Народный костюм – наиболее яркий определитель национальной принадлежности. Стиль и конкретный образ этнического костюма складывались в ходе многовековой истории народа. Особенности формирования народного костюма зависели от природных и хозяйственных условий, в которых обитали люди, от домашнего уклада и производственных навыков. В народном костюме воплощались художественно–эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний. В настоящее время народный костюм уходит из повседневного быта, случаев сохранения и использования отдельных частей одежды, даже в качестве праздничной, наблюдается все меньше. Сценический же костюм, включая и тот, который создается в народе, представляет собой значительную стилизацию старины. Чтобы у подрастающего поколения не сложилось неполного, обедненного представления о национальном костюме, очень важно сбережение и изучение подлинно народного костюма в фондах музеев.
Народный театр – театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством. Народный театр органически связан с устным народным творчеством. Народным театром называли профессиональный театр второй половины XIX века, деятельность которого была адресована широкому зрителю. и непрофессиональный любительский театр в России.
Неглиже – в XVIII столетии название удобного мужского и женского костюма для
прогулок и путешествий первоначально – только для верховой езды. Позже так стали
называть утреннюю легкую домашнюю одежду преимущественно женскую, а в настоящее
время это еще и обозначение небрежного, полураздетого вида.
Подробнее ► Неглиже
Нижняя сцена или трюм (голл. truim) – в театре часть сценической коробки ниже
планшета, где расположены:
– сценические механизмы;
– суфлерская и светорегуляторная будки;
– подъемно-опускные устройства;
– приспособления для сценических эффектов.
Часто нижняя сцена состоит из нескольких этажей:
– верхнего первого трюма;
– расположенного непосредственно под ним второго трюма и т.д.
Низовая кукла – театральная кукла, которой кукловод управляют сверху.
Никербокеры – брюки–гольф, широкие брюки, собранные под коленом, надеваются с
длинными носками, используются для загородных прогулок. Также название женских
трикотажных панталон с резинкой у колен.
Ноговицы – вид обуви, закрывающей только голени, без ступни.
Ночная рубашка – вид нижнего белья, появившийся в позднее средневековье в Германии.
Подробнее ► Ночная рубашка
Ньюмаркет – мужское или женское длинное пальто в талию, первоначально для
верховой езды. Названо по ипподрому английского городка Ньюмаркет.
Главная ► Мода и история театра