История моды маски куклы костюма

Лариса Рейснер

Лариса Михайловна Рейснер, русская писательница и пламенная революционерка. Принимала активное участие в событиях Гражданской войны, в качестве политработника Красной Армии являлась заведующей пропагандой при Реввоенсовете Восточного фронта. Обладала нечеловеческим бесстрашием и незаурядной отвагой, была ярой сторонницей расстрелов и казней представителей «Белого движения». Автор книг очерков («Афганистан», 1922; «Гамбург на баррикадах», 1923; «Фронт», 1924; «Уголь, железо и живые люди», 1925).

Лариса Рейснер 1910 год
Лариса Рейснер, 1910 год
Лариса Рейснер 1912 год
Лариса Рейснер, 1912 год

Лариса родилась 1 мая 1895 в Люблине в семье профессора права Михаила Андреевича Рейснера и Екатерины Александровны, урожденной Хитрово, представительницы древнего дворянского рода. Женщиной она была очень высокомерной и амбициозной, с детства прививала своим детям (в семье Рейснеров у Ларисы был младший брат Игорь) сознание собственной исключительности.

Вот что пишут в своей книге «50 великих женщин» Виталий Вульф и Серафима Чеботарь: "Михаил Андреевич служил в разных университетах, и семья все время переезжала: Люблин, Томск, Париж, с 1905 года – Петербург… Еще во время учебы в Европе – во Франции и Германии – Рейснер познакомился с русской политической эмиграцией. Он общался с Августом Бебелем и Карлом Либкнехтом, переписывался с Лениным. Впоследствии он сблизился с большевиками и даже оказывал им – как специалист по праву – некоторые услуги. Царивший в доме революционный дух заразил и Ларису, и Игоря."

В Петербурге Лариса окончила с золотой медалью гимназию и в 1912 году поступила в Психоневрологический институт. В 1913 году Лариса опубликовала в альманахе «Шиповник» свое первое произведение – героико-романтическую пьесу «Атлантида». В 1914-1915 годах издавала вместе с отцом сатирический литературный журнал «Рудин». К этому времени Лариса, стройная, обладающая яркой красотой, цепким умом и определенным талантом, уже ставила перед собой амбициозные задачи. Вадим Андреев так описывал Ларису: "Ее темные волосы, закрученные раковинами на ушах, серо-зеленые огромные глаза, белые, прозрачные руки, особенно руки, легкие, белыми бабочками взлетавшие к волосам… Когда она проходила по улицам, казалось, что она несет свою красоту как факел… Не было ни одного мужчины, который прошел бы мимо, не заметив ее, и каждый третий – статистика, точно мной установленная, – врывался в землю столбом и смотрел вслед". Лев Давидович Троцкий писал о ней: "Внешность олимпийской богини, ее иронический ум сочетался с мужеством воина". В 1916 году журнал «Рудин» закрылся, но Лариса уже успела составить себе имя в литературных кругах.

Лариса Рейснер фурия революции
Лариса Рейснер фурия революции
Лариса Рейснер работа
Лариса Рейснер за работой

В сентябре 1916 года она познакомилась со знаменитым поэтом Николаем Гумилевым и влюбилась со всей доступной ей страстью. Их непродолжительный, но бурный роман оставил глубокий след в ее жизни и творчестве. Когда выяснилось, что параллельно с Рейснер у поэта были любовные отношения с Анной Энгельгардт, их пути разошлись. Сыграли свою роль и политические разногласия: монархиста и романтика Гумилева раздражали ультралевые взгляды Рейснер, а Ларису звала большевистская революция. После разрыва с Гумилевым Лариса некоторое время состояла в близких отношениях с поэтом Сергеем Колбасьевым.

В дни Февральской революции и в последующие месяцы Рейснер вела активную пропаганду среди моряков Балтийского флота. После Октябрьского переворота Лариса работала под началом наркома просвещения Анатолия Луначарского, отвечала за охрану сокровищ Эрмитажа, одновременно работая в газете «Известия». В качестве корреспондента газеты «Известия» она познакомилась с руководителем отряда кронштадских матросов мичманом Федором Раскольниковым. Они стали мужем и женой. При Ленине Раскольников, имеющий два высших образования, занял видное положение, став заместителем наркомвоенмора Троцкого по морским делам.

Летом 1918 года Раскольников сопровождал Троцкого в поездке на Восточный фронт гражданской войны. Лариса поехала туда вместе с мужем. Там она совершала подвиги, ставшие легендами: ходила в разведку в занятую белочехами Казань, затем участвовала в разведывательном рейде в Свияжск. В Казани она была арестована контррразведкой белых, но Ларисе удалось спастись, благодаря своему необычайному самообладанию и хладнокровию. Из разведки в Свияжск вернулась только она, сопровождавшие ее мужчины погибли. 20 декабря 1918 года народный комиссар РСФСР по военным и морским делам Лев Троцкий назначил нового комиссара Морского генерального штаба – Ларису Рейснер.

Лев Троцкий в своих мемуарах «Моя жизнь» пишет: "Ослепив многих, эта прекрасная молодая женщина пронеслась горячим метеором на фоне революции. С внешностью олимпийской богини она сочетала тонкий иронический ум и мужество воина. После захвата белыми Казани она под видом крестьянки отправилась во вражеский стан на разведку. Но слишком необычна была ее внешность. Ее арестовали. Японский офицер-разведчик допрашивал ее. В перерыве она проскользнула через плохо охранявшуюся дверь и скрылась. С того времени она работала в разведке. Позже она плавала на военных кораблях и принимала участие в сражениях. Она посвятила гражданской войне очерки, которые останутся в литературе."

Лариса Рейснер 1920 год
Лариса Рейснер 1925 год

Назначенная комиссаром к командующему Волжско-Камской флотилией Раскольникову, Лариса постоянно вмешивалась в управление военными делами своего мужа. Она вне зависимости от обстановки всегда старалась выглядеть нарядной и элегантной. Матросы флотилии сначала относились иронично к избалованной барышне. Только они не знали, что Лариса прекрасно умела стрелять (ее обучил этому Николай Гумилев, который сам был превосходным стрелком). И лично расстреливала пленных белогвардейских офицеров. Однажды один из катеров, на котором среди матросов находилась Рейснер, попал под шквальный обстрел. Моряки испугались и повернули назад, а Лариса в это время клеймила их за трусость. Одним из этих матросов был Всеволод Вишневский – будущий драматург, впоследствии он воспел образ Ларисы Рейснер в пьесе «Оптимистическая Трагедия». Она была для многих фурией революции и гражданской войны.

Новым увлечением Ларисы стал Лев Троцкий, незаурядный человек с мощной харизмой. Однако после вспышки страсти между ними она вернулась к Раскольникову. Для мужа эпизод связи его жены с Троцким не сыграл никакой роли в их семейных отношениях. К этому времени чета пламенных революционеров стала жить, не отказывая себе в роскоши и комфорте. Надежда Мандельштам вспоминала, что супруги Раскольниковы жили в особняке бывшего морского министра Григоровича и держали многочисленную прислугу. Во времена гражданской войны и после, когда страна голодала, стол в их доме ломился от яств и напитков. Лариса щедро украшала свое жилище предметами роскоши, конфискованными у «буржуев», принимала ванны из шампанского и ездила на шикарном личном автомобиле с шофером.

В своей книге «50 великих женщин» Виталий Вульф и Серафима Чеботарь пишут: "Однажды она попросила мужа взять ее на заседание Совнаркома, членом которого был Раскольников. Она пришла – вызывающе красивая, невероятно элегантная, благоухая духами, в модных высоких красных ботинках. На фоне мужчин в потрепанных военных мундирах и поношенных костюмах она смотрелась фантастически. Ленин косился на нее, постепенно раздражаясь, затем потребовал вывести всех посторонних, а оставшимся наркомам устроил разнос. Впредь пускать на заседания посторонних было запрещено."

Лариса Рейснер 1915 год
Портрет Ларисы Рейснер,
художник Василий Шухаев, 1915
Образ Рейснер фильм Оптимистическая трагедия
Образ Рейснер в фильме
«Оптимистическая трагедия»

В 1921 году Раскольников был назначен полпредом РСФСР в Афганистане, и Рейснер уехала с ним. Основной задачей посольства была борьба с британским влиянием в регионе. Лариса смогла создать достойную конкуренцию европейской дипломатии. Она подружилась с любимой женой и с матерью Амануллы-хана, через них оперативно получала конфиденциальную информацию. Итогом их деятельности в составе советской дипломатической миссии явилось подписание договора о мире между двумя странами. А ее книга «Афганистан» до сих пор считается одной из вершин советской журналистики.

Но, обогатившись за народный счет множеством предметов восточной роскоши, Лариса заскучала по революции. Она покинула Раскольникова и увлеклась Карлом Радеком, который начал готовить революцию в Германии. Новый выбор Ларисы был непонятен для многих: она влюбилась в известного журналиста Карла Радека, блестящего оратора, человека редкостного ума и таланта, а также лысого, очкастого и низкорослого человека. Но внешность для Ларисы не играла никакой роли: ее привлекали в Радеке именно ум и талант. Вместе с Радеком Рейснер в качестве корреспондента «Красной звезды» и «Известий» побывала в 1923 году в Германии, где была свидетелем Гамбургского восстания. О нем она написала серию очерков «Гамбург на баррикадах». Германии также посвящены еще два цикла ее очерков – «Берлин в 1923 году» и «В стране Гинденбурга». Так к Рейснер пришла слава советской писательницы. Однако после поездки в Гамбург, связь с Радеком распалась.

Рейснер уехала на Донбасс и в 1925 году издала новую книгу "Уголь, железо и живые люди". Потом берется за очерки о декабристах, пишет исторические этюды-портреты Каховского, Трубецкого, Штейнгеля. Лариса торопится жить, словно зная, что ей осталось очень немного времени. Эта отважная и бесстрашная женщина много раз могла погибнуть в бою, но судьба решила иначе. Она умерла 9 февраля 1926 года в Москве от брюшного тифа, выпив стакан сырого молока. Ларисе Рейснер было всего тридцать лет. Похоронили ее на Ваганьковском кладбище.

Все мужчины, с которыми Лариса была близка, умерли не своей смертью. Гумилев был расстрелян большевиками в 1921 году. Писатель Сергей Колбасьев был расстрелян в 1937 году. Карла Радека в середине 30-х годов объявили «врагом народа», его расстреляли в 1939-ом. Раскольников смог сбежать от сталинских репрессий во Францию, но и там он погиб в 1939 году при очень подозрительных обстоятельствах. А Лев Троцкий после многих лет скитаний погиб в Мексике после смертельного ранения от агента НКВД Рамона Меркадера.

Далее ► Ольга Чехова

Главная ► Мода и история театра