Ольга Константиновна Чехова, урожденная Книппер, русская и немецкая актриса театра и кино. Государственная актриса Третьего рейха. Она родилась в 1897 году в городе Александрополь на юге Российской империи (в настоящем Гюмри, Армения) в семье инженера-путейца. Ее родители, как и многие обрусевшие немцы, верой и правдой служили Царю и Отечеству, соблюдали православные обряды, трепетно относились к российской культуре. Ее отец, Константин Леонардович Книппер, впоследствии занял пост первого помощника министра путей сообщения. Окончив учебу в Царском Селе, Ольга уехала в Москву к своей тете, знаменитой актрисе Книппер-Чеховой. В 1914 году Ольга стала брать уроки рисования у художника Константина Юона, а также поступила на правах вольнослушальницы в студию Художественного театра и сразу же влюбилась. Объектом романтической страсти стал ее кузен, один из племянников писателя Антона Павловича Чехова, молодой и талантливый актер МХТ, любимец московской публики, Михаил Чехов.
В книге «50 великих женщин» Виталия Вульфа и Серафимы Чеботарь авторы пишут: "Михаил тоже был сражен ею: редкостная красавица, окруженная поклонниками, не могла оставить равнодушным его, известного ловеласа. Вечером, после одного из спектаклей, он поцеловал ее – да так, что она, неопытная девушка, решила, что у нее от этого поцелуя непременно должен появиться ребенок. «Теперь ты обязан на мне жениться!» – заявила она." И затем, не испросив благословения у родителей Ольги, они тайно обвенчались в подмосковной церквушке.
Без скандалов и истерик, конечно, не обошлось. Ольгу мать срочно увезла в Петроград. Через два месяца родители все же позволили ей вернуться к мужу – но без денег, какого-либо приданого, и подаренных ей драгоценностей. По их мнению это была явная глупость, обман и мезальянс, так как дочь высопоставленного чиновника тайком вышла замуж за мелкого актеришку. Кроме того, мать Михаила Чехова невестку невзлюбила с первого взгляда. Через полтора года у молодых супругов родилась дочь Ада, ставшая дальнейшем также актрисой. А в 1918 году Ольга Константиновна и Михаил Чехов развелись.
Тем временем в России произошла революция, а дальнейшая гражданская война, голод и нищета разрушали судьбы миллионов людей. Ольга Чехова была дочерью крупного царского сановника, внучатой племянницей фрейлины Императрицы. Тем не менее, благодаря связям ее тети Книппер-Чеховой с Луначарским в 1920 году она получила разрешение на выезд в Германию.
Поначалу ей удавалось получать роли в маленьких берлинских театриках, после нескольких успешных спектаклей она познакомилась с немецкими кинорежиссерами и неожиданно для самой себя оказалась востребованной, а в дальнейшем и знаменитой артисткой немого кино. В 1921 году дебютировала в роли баронессы Шаферстадт в фильме «Замок Фогелед» режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау, затем в фильмах «Авантюрист» и «Смертельная карусель». С 1923 года Ольга Чехова стала сниматься в кино регулярно, с ней стал работать великий немецкий режиссер Макс Рейнхардт; благодаря участию в его спектаклях к ней пришла популярность.
В 1928 году из СССР эмигрировал и Михаил Александрович Чехов. Несмотря на свою громадную известность в России, Чехов был никому не интересен в Германии. Ольга помогла бывшему мужу, забыв все обиды и его измены, она оказала ему необходимую поддержку. Через несколько лет Михаил Чехов сосредоточился на педагогической деятельности и уехал в Англию. А после начала Второй мировой войны вместе со своей студией переехал в Соединенные Штаты, среди его учеников были Юл Бриннер, Грегори Пек, Мэрилин Монро и многие другие, ставшие впоследствии знаменитыми актерами.
Тем временем в Германии росла популярность и слава Ольги Чеховой, она снималась в шести-семи фильмах в год, в начале 1930-х годов успешно освоилась с миром звукового кино. Это были в основном легкие, танцевальные, костюмные фильмы, но они пользовались огромным успехом у публики. Это такие кинокартины как: "Паника в Чикаго", "Ночь решений", "Мулен Руж", "Пути к хорошему браку", "Мир без маски", "Маскарад", "Вальс вокруг башни Стефана", "Фаворит императрицы", "Пер Гюнт" и другие, всего она снялась более чем в ста фильмах.
В своей книге «50 великих женщин» Виталий Вульф и Серафима Чеботарь пишут: "Ольга Чехова брала не столько талантом или опытом, сколько внешностью и врожденным обаянием. Школы она почти не имела – если не называть школой ее занятия с Михаилом Чеховым и эпизодические посещения студии Художественного театра. Тем не менее даже столь кратковременное влияние системы Станиславского принесло результаты: Чехова выделялась среди немецких актрис того времени естественностью, осмысленностью игры и тем, как серьезно и ответственно она относилась к работе. Она становится известна – не только как киноактриса, но и как исполнительница главных ролей в русских пьесах, переведенных на немецкий язык, которых много ставили тогда театры Берлина. Она постоянно переписывается с Ольгой Леонардовной, Станиславским, актерами МХТа, знакомыми по Петрограду и Москве."
Ольгу приглашали на совместную работу Дуглас Фэрбенкс, Гарольд Ллойд и Альфред Хичкок. Съемки в Голливуде не принесли ей удовлетворения, хотя там она познакомилась со многими американскими кинозвездами: Чарли Чаплиным, Кларком Гейблом, Мэри Пикфорд, Гэри Купером, Марлен Дитрих и снимавшимся тогда в Америке Жаном Габеном. Но осознав все-таки, что у нее в Германии перспектив для успешной карьеры гораздо больше, вернулась обратно на свою вторую родину.
В 1933 году к власти в Германии пришел Гитлер. Многие друзья и знакомые Ольги Чеховой, актеры, режиссеры, писатели покинули Германию, а она осталась. Чехова, наверняка знала, что она была любимой артисткой Гитлера. И действительно, вскоре она была удостоена звания "Государственной актрисы Рейха" и ее стали часто приглашалать на многие правительственные приемы. Ольга Чехова регулярно принимала участие в роскошных приемах, на которых появлялась вся верхушка III рейха. Во время войны Ольгу Константиновну настигла настоящая страсть, она влюбилась в летчика-аса, капитана Фердинанда Йепа. По Европе, недавно оккупированной фашистами, триумфально проходили гастроли театра Чеховой: Париж, Лион, Прага, Брюссель, Лилль и другие города. Во время гастрольных приемов она и познакомилась с немецким асом. Больше года длилась эта романтическая связь, пока в конце 1941 года истребитель Йепа не был сбит англичанами в небе Ла-Манша.
В своих воспоминаниях, опубликованных под названиями «Я ничего не замалчиваю» и «Мои часы идут иначе», Ольга Константиновна пишет, что когда началась война с СССР, сердцем она была на стороне России. Однако, она много ездила по частям и выступала перед солдатами вермахта. Ее очень любили немецкие солдаты, офицеры и генералы. В апреле 1945 года в предместье Берлина Кладов, где располагался особняк Чеховой, вошли войска Красной Армии. Офицеры советской контрразведки немедленно отправили Ольгу Константиновну самолетом в Москву. Но не в тюрьму. Три месяца она жила в тщательно охраняемой конспиративной квартире, ей было запрещено с кем-либо общаться. Однако ее постоянно возили в Кремль на беседы с генералами НКВД. В своих воспоминаниях Чехова отрицает, что была многолетним агентом Лубянки. Но всё же почему тогда ее принимали на самом высоком уровне начальник контрразведки СМЕРШ Абакумов, руководитель НКГБ Меркулов и сам Берия? Почему ее вновь переправили в Берлин, а советские оккупационные власти сделали все, чтобы семья Чеховых в голодное послевоенное время в Германии ни в чем не нуждалась? На эти вопросы пока нет ответов.
В первые послевоенные годы Чехова работала в основном в театре. В 1949 году она с семьей переехала из особняка во Фридрихсхагене в советской оккупационной зоне на новое место жительства в западноберлинский район Шарлоттенбург. Советские оккупационные власти этому переезду не препятствовали. В 1949 году, после почти пятилетнего перерыва, снялась в фильме «Ночь в Сепаре», а в последующих годах сыграла еще в двух десятках фильмов.
В 1955 году Ольга Чехова совершенно осознанно перестала сниматься в кино. Еще некоторое время продолжала играть на сцене. Для нее были поставлены «Веер леди Уиндермир» Оскара Уайльда и «Виктория» Сомерсета Моэма. Последний раз она вышла на сцену в 1962 году.
Ольга Константиновна Чехова скончалась от рака мозга в 1980 году. Похоронена в Мюнхене на кладбище Оберменцинг. Ушла из жизни одна из самых загадочных женщин ХХ века. Согласно завещанию, ее похоронили в соответствии со всеми канонами православного обряда.
Некоторые биографические данные приведены на основе материалов Светланы Макаренко из статьи «Тайная роль Государственной Актрисы», журнал «Крестьянка» №7, 2000.
Далее ► Матильда Кшесинская
Главная ► Мода и история театра