История моды маски куклы костюма

Кукольные театры Америки

В 1918 году преподаватель французского языка Колумбия-колледжа Матурин Дондо организует студенческий кукольный театр, где ставит старинные французские фарсы. В Сан-Франциско в 1919 году при Калифорнийском университете создает кукольную студию Пэри Дайли. Список этих начинаний можно было бы продолжить. Любительские кукольные театры или спектакли появлялись во втором десятилетии XX века во многих крупных городах Соединенных Штатов. Как правило, они существовали недолго, распадаясь по тем или иным причинам. Для большинства их участников кукольный театр остался коротким эпизодом, увлечением молодости, но для некоторых это увлечение переросло в профессию, в дело жизни.

Из подобных студийных любительских начинаний вышли такие будущие профессионалы, как Ремо Буфано, Эллен ван Волькенбург, Хэлен Хэйман Джозеф. Но, пожалуй, самой значительной по влиянию на развитие нового профессионального американского театра кукол была фигура Тони Сарга. Если проводить параллели с аналогичным процессом формирования отечественного театра кукол, то деятельность Сарга совмещает в себе эстетические, технические и литературные поиски Н. Я. Симонович-Ефимовой, а позднее С. В. Образцова и Л. Г. Шпет, и напоминает стиль С. В. Образцова по активности, энергии, организаторским способностям и умению придать делу широкий размах.

На нескольких следующих страницах читатель найдет примеры переходного состояния американского кукольного театра – уже не совсем любительского, но еще и не вполне профессионального, примеры того, как зарождавшиеся в артистической среде кукольные представления «для себя» и для узкого круга знакомых превращались в публичные платные спектакли, как любительское развлечение перерастало в профессиональную работу, в дело, позволяющее зарабатывать (или прирабатывать) на жизнь. Первый пример связан с самой крупной фигурой американского кукольного мира того периода – Тони Саргом.

Тони Сарг (1880–1942) по образованию и основной профессии был книжным иллюстратором и дизайнером. Он начинал работать как иллюстратор в Лондоне, там же увлекся народными куклами, часто ходил их смотреть, не раз видел представления знаменитого Томаса Холдена. Восхищаясь техникой его марионеток, Сарг находил их малохудожественными. Он сделал собственных кукол и устраивал в своей студии маленькие кукольные спектакли. На них собирались художники, актеры, писатели и поэты, драматурги и критики, однажды пришел Бернард Шоу.

Переехав в 1915 году в Нью-Йорк, Сарг снимает просторную студию и в ней, вместе с художниками Фрэнком Годвином и Чарльзом Сирлем, возобновляет домашние кукольные представления для друзей и знакомых. Он одержим своими куклами и готов показывать их за пределами мастерской, принимая приглашения даже от малознакомых людей. Как-то раз спектакль Сарга увидел один менеджер, попавший в тот момент в затруднительное положение: он пригласил на гастроли мюнхенский театр «Папы Шмидта», но из-за начавшейся первой мировой войны приезд немецкой кукольной труппы не состоялся. А менеджер уже снял для ее гастролей небольшой театр на Бродвее. Зал пустовал, менеджеру терять было нечего, и он предложил Саргу выступать в пустующем помещении. Сарг тотчас согласился. Шумной славы бродвейские спектакли Саргу не принесли; успех, по словам Била . Бэрда, был нестолько коммерческим, сколько художественным. Но для Сарга это событие стало поворотным моментом – с тех пор он регулярно дает платные представления. Труппа Сарга разрастается, гастролирует по всей стране. Сарг создает все новые и новые спектакли. В основном использует марионеток.

Далее ► Кукольный театр Сарга

Главная ► Мода и история театра