Техника кукольного представления Пупи
Следующая особенность театра «Опера деи Пупи» – во внешнем виде кукол и в способе управления ими. Большинство кукол комплекта – воины. Они закованы в металлические средневековые доспехи. Латы, шлемы, забрала, мечи, щиты очень искусно выкованы и украшены чеканкой сложного рисунка. Доспехи главных действующих лиц изготовлены из желтой латуни и сверкают как золото.
Торс куклы вырезается из дерева, обкладывается стружкой, обшивается материей, и в результате получают стройную фигуру с широкими плечами и узкой талией. Внизу к корпусу прикреплялись длинные, не гнущиеся в коленях ноги. Торс, руки, ноги у воинов покрыты металлом, от талии спускается короткая юбка. На дамах – длинные шелковые или бархатные платья, поверх которых может быть накинут плащ. У рыцарей в мирных сценах также поверх доспехов накинут богатый бархатный плащ, а шлем на голове украшен пышным пучком длинных разноцветных перьев. Руки, как и ноги, вырезаются отдельно, прикрепляются шарнирно в плечах и сгибаются в локтях.
Голова также вырезается отдельно из дерева. В скульптуре лица и его раскраске почти нет индивидуальных признаков, лица мало что говорят зрителям. На рыцарях – шлемы, у дам – парики из настоящих волос. Сквозь голову проходит толстый металлический прут, на котором висит вся кукла. Нижний конец прута загнут крючком. Этот крюк зацепляется за кольцо, вделанное внутри торса на уровне плеч. Крюк можно отцепить от кольца. Такая конструкция позволяет вводить в спектакли очень эффектный трюк: воин может быть в бою обезглавлен. Возможность отделять голову от куклы помогала кукольникам справляться с необходимостью выводить на сцену в каждом спектакле все новые и новые лица: кукле меняли голову, а иногда какую-нибудь деталь (плащ или щит) и выводили ее под другим именем. Важную роль в опознании персонажей играют щиты. У каждого паладина на щите свой геральдический знак, хорошо знакомый постоянным зрителям театра. У Ринальдо, например,– стоящий на задних лапах лев.
Сицилийские пупи обладают вторым металлическим прутом, потоньше, прикрепленным к правой руке куклы. Пальцы правой руки сложены трубочкой – в нее перед сценами боев вставляется рукоятка меча (в мирных сценах он вложен в ножны и висит на левом боку воина). Второй прут позволяет наносить мечом сильные и точные удары. Пальцы левой руки вытянуты. В мирных сценах эта рука не действует, она опущена. В боях на нее надеваются внутренние ремешки – крепления щита. Рука, прикрывающая тело щитом, закрепляется в согнутом виде или управляется дополнительной веревкой, привязанной к щиту.
Некоторые кукольники приспосабливали еще одну дополнительную веревку. В мирных
сценах она привязывалась к эфесу вложенного в ножны меча, висящего на левом боку
рыцаря, пропускалась через пальцы-трубочку правой руки и поднималась вверх вдоль
тонкого прута, управляющего правой рукой. Если поднести правую руку рыцаря к
эфесу меча и потянуть за веревочку, то меч слегка вытягивается из ножен: рыцарь
делает угрожающий жест, «хватается за оружие».
Возможностей жестикулировать у кукол немного – левая рука, как уже упоминалось,
почти не действует. Ограниченность жестов способствовала, видимо, развитию
условных движений и поз: например, если кукла приложила ладонь к лицу – значит,
она размышляет, если тыльная сторона ладони у щеки – она плачет и т.д.
Далее ► Техника кукловождения в театре Опера деи Пупи
Главная ► Мода и история театра