В 1964 и 1965 годах Бэрда пригласили выступить в рамках развлекательной программы для посетителей Нью-Йоркской Международной ярмарки. По контракту труппа должна была играть ежедневно и непрерывно по двенадцать часов в день в течение всей работы ярмарки. Бэрд разделил труппу на четыре части. Каждая группа состояла из двенадцати человек – кукловодов и технического персонала. Представления шли одновременно на четырех сценах, точнее, на четырех площадках круглой, вращающейся на барабане сцены.
Четыре секции сцены обслуживали четыре отдельных зрительных зала, каждый из залов вмещал до 600 человек. На каждом секторе сцены стояла постоянная выгородка, постоянная группа кукловодов исполняла один и тот же номер или одну и ту же картину из пьесы. Действие номера (картины) длилось восемь минут. Затем барабан поворачивался на четверть оборота. И тот же номер начинали смотреть зрители другого зала, перед глазами публики прежнего зала исполнялся другой группой другой номер. Группа играла, таким образом, целый день одну и ту же сценку, а зрители благодаря поворотам барабана видели представление из четырех сцен, длившееся немногим более получаса. Так как продержаться на ногах двенадцать часов подряд невозможно, внутри группы были предусмотрены подмены для поочередного короткого отдыха или еды. И такой ритм и темп работы продолжался в течение двух недель. За время работы Нью-Йоркской Международной ярмарки спектакли театра Бэрда вживую посмотрело около пяти миллионов зрителей.
После второй мировой войны возникает новая волна европейского влияния. Сильнейшее впечатление на американских кукольников произвел французский кукольник Ив Жоли, выступавший с эстрадными номерами, в которых предметы быта (зонтики, ножницы, листы бумаги и т. п.) символизировали людей, человеческие отношения. Под воздействием его номеров американские куклы начали терять, если можно так выразиться, «человеческий облик». Грани между европейским и американским театром кукол, едва наметившись, стали снова стираться.
Наиболее характерные черты современного американского кукольного театра:
во-первых, отсутствие государственных театров. Американские кукольные труппы не
получают субсидий от правительства, их поддерживают материально различные
ассоциации, клубы, часто они вынуждены давать коммерческие спектакли в виде
рекламы, заказываемой разными фирмами и концернами;
во-вторых, отсутствие у трупп своих постоянных помещений – зрительных залов.
Труппы постоянно разъезжают, играя в школах, больницах, музеях, церквях, парках,
общественных зданиях, в городских театрах. Исключения из этого правила единичны;
в-третьих, малочисленный состав труппы. Американские кукольные труппы, как правило, состоят из двух-трех или даже одного актера;
в-четвертых, огромная, определяющая роль телевидения. Американские труппы
существуют главным образом за счет выступлений на телевидении. Поэтому они
строят свой репертуар в соответствии с требованиями телевидения: из коротких
пьес, отдельных номеров; тщательно отделывают детали кукол, всегда учитывая
возможный показ крупным планом, и т.д.
Первое выступление кукол на ТВ состоялось в 1930 году в студии Чикаго – там были показаны сцены с Панчем. В 50-е годы популярной телевизионной передачей была «Кукла, Фрэн и Олли», созданная Барром Тилштремом и его партнершей Фрэн Эллисон. В последние годы одной из наиболее популярных в США постоянных кукольных передач на телевидении была серия «Мапитс», куклы и пьесы которой создавались под руководством ныне уже покойного Джима Хэнсона.
В настоящее время в США работает множество маленьких кукольных трупп. Они мобильны – и в прямом, и в переносном смысле, они чутко реагируют и легко откликаются на предлагаемые обстоятельства, всегда готовы выполнить любой социальный заказ и поэтому, с одной стороны, очень жизнеспособны, а с другой – полезны обществу.
Далее ► Куклы и маски России
Главная ► Мода и история театра