Доломан (венгр. dolmany) – в Венгрии национальная верхняя мужская одежда, известная с XV века. Доломан плотно облегал фигуру и носился поверх рубашки, кроился обычно с баской, подпоясывался кушаком или кожаным поясом. Воротник-стойка доломана прикрывал шею; застежкой был ряд металлических пуговиц на прорезных или воздушных петлях.
Художник Орест Адамович Кипренский.
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова в доломане.
В XVII столетии венгерские гусары распространили этот род одежды в войсках Западной Европы. В России доломан появился в 1741 году в качестве официального военного мундира. Гусарский мундир доломан расшивался по груди, рукавам и спине золотыми или серебряными шнурами у офицеров, и желтыми или белыми гарусными шнурами у нижних чинов, в том числе и рядовых.
Собственно, доломан отделывался шнурами контрастного по отношению к сукну куртки цвета. Количество шнуров могло достигать пятнадцати, хотя довольно часто в произведениях живописи можно увидеть изображение гусарских мундиров с меньшим их числом, поскольку при подгонке доломана по фигуре они не всегда размещались. Цвет сукна доломана – желтый, синий или красный – зависел от чина и полка.
Доломан как форма российской императорской армии.
Обер-офицер и унтер-офицер гусарского полка эрцгерцога Фердинанда, 1826-1828 годы.
Пошив форменной одежды для гусара начинали с доломана, так как изготовить его было наиболее трудным делом портного. Доломан должен был «сидеть» на человеке, как перчатка. Потом к нему подгоняли чакчиры и ментик, который по покрою являлся копией доломана, только немного увеличенной. Никаких вытачек на доломане не делали, и тем не менее он должен был без малейших складок или провисания ткани облегать плечи, грудь и спину гусара. Чтобы добиться этого, сукно, как уже говорилось выше, растягивали по фигуре, применяя увлажнение и утюжку.
Доломан как форма российской императорской армии.
Штаб-офицер и рядовой Клястицкого гусарского полка, 1838-1843 годы.
Кроме того при изготовлении доломана, особую роль играли два спинных шва. Только правильно определив их соотношение и кривизну, можно было «посадить» мундир на человека. На полковых швальнях начала XIX века это делали просто: солдат надевал вчерне сметанную куртку на себя, а его товарищи, скалывая детали булавками, прибавляли или убирали ткань. Когда доломан был подогнан по фигуре, его начинали отделывать шнуром и пуговицами.
Доломан как форма обмундирования российской императорской армии.
Унтер-офицеры Ингерманландского и Нарвского гусарских полков, 1826-1828 годы.
Доломан эпохи Александра I имел несколько особенностей. Во-первых, его длина определялась по росту человека. Гусар приставлял ладонь к пупку снизу, и эта линия и являлась нижней границей кроя. Во-вторых, на спине куртка имела два выступа, похожих на крылышки. Их высота достигала около девяти сантиметров, а ширина до шести сантиметров, смотря по толщине фигуры. «Крылышки» служили для поддержания кушака.
В-третьих, проймы рукавов делали довольно высоко, и сами рукава как бы заходили на плечи. Из-за этого подмышками набегали одна-две небольшие складки, но зато когда гусар поднимал руки вверх, полы доломана не сдвигались, он оставался на своем месте. Рукава доломана, согласно моде того времени, делали узкими и длинными. Слегка расширяясь книзу, они закрывали почти половину ладони. Сбоку шел разрез длиной около двенадцати сантиметров и потому рукав, расстегнув на нем крючки, можно было легко закатать наверх. Рукава нижних чинов имели красные кожаные накладки на локтях, которые способствовали лучшей сохранности одежды.
Доломан как форма обмундирования российской императорской армии.
Рядовые Ахтырского, Александрийского и графа Витгенштейна гусарских полков.
Во второй половине XIX столетия доломан вошел в моду как женская одежда, будучи своего рода проявлением патриотизма во время Крымской войны, так как за основу была взята форма гусар 1812 года, однако модный женский доломан отделывался шнурами в тон с сукном, а не по контрасту и часто мехом, как ментик.
Главная ► Мода и история театра