История моды маски куклы костюма

Домашние и студийные спектакли

Домашний театр дореволюционной России можно сравнить с мостом, соединявшим народные традиционные представления с новым современным театром.

История российских домашних кукольных спектаклей начинается, по-видимому, в конце XVIII–начале XIX века. Но русский народный театр оказал на них воздействие значительно позднее – в конце XIX столетия. Домашние спектакли входили в быт дворянской семьи под влиянием Запада.

Мы уже убедились в том, что в большинстве европейских стран кукольный театр XVII–XVIII веков был чрезвычайно популярен. Кукольные представления можно было встретить не только на ярмарочной площади, но и в королевском дворце, на пышном балу вельможи, в гостиной небогатой семьи и даже в стенах монастыря. В XIX веке оживляемые куклы не утратили всеобщего расположения, однако их все чаще относили к детским развлечениям. В образованных кругах было принято приглашать на детские праздники кукольника, а иногда и своими силами давать кукольные спектакли.

Этот обычай вместе с европейской культурой, европейским образом жизни входил в быт российской образованной семьи. Часто выезжая за границу и подолгу живя там, русские тетушки и бабушки покупали и привозили в подарок своим маленьким племянникам и внукам кукол, возвратившись, помогали устраивать домашние кукольные представления наподобие тех, что видели в Европе. Да и в самой России находилось много иностранцев. Социальный состав их был пестрым – от камердинеров и лакеев до крупных фабрикантов, артистов, ученых, аристократов, перешедших на службу к русскому царю. Особенно много было воспитателей и учителей. Этому способствовала сама система русского воспитания и образования, в которых главное место отводилось знанию иностранных языков. Почти в каждой более-менее состоятельной семье можно было встретить бонну или гувернера-иностранца.

Жизнь иностранцев, по тем или иным причинам переселившихся в Россию, тесно переплеталась с жизнью русской дворянской семьи, вольно или невольно накладывая свой отпечаток, внося в русский быт обычаи и традиции чужой страны. И когда какой-нибудь слуга-француз (вроде старика Кало, жившего в доме Герцена) показывал маленькому барчонку Полишинеля; когда чья-нибудь бабушка (как бабушка художника Александра Бенуа) привозила марионеток из Венеции, или одна из кузин (подобно кузине Нины Симонович) покупала кукол в Париже,– у ребенка, вероятно, возникало желание взять их в руки, заставить двигаться, разговаривать, наконец, самому показать представление. А мамы позволяли устроить где-нибудь в углу залы или в дверях гостиной кукольную сцену, иногда помогали сочинить пьесу, сделать кукол, сшить им костюмы или же становились внимательными, благодарными зрительницами. Так, должно быть, появлялись в русской жизни домашние кукольные спектакли.

В дореволюционном домашнем театре кукол можно выделить три типа представлений. Они появились, видимо, не в одно время, но все дожили до Октябрьской революции.

Первый тип – детский кукольный спектакль, сделанный почти без участия взрослых. Отношение взрослых поощрительное, но пассивное, основная их роль – роль зрителей. Это спектакль-игра, спектакль, в котором ребенку предоставляется полная свобода.

Второй тип – кукольный спектакль для детей, устраиваемый взрослыми. Роль взрослых становится более активной. Инициатива переходит в их руки. Домашняя кукольная сцена используется в целях воспитания и образования; спектакль получает педагогическую направленность. Дети и взрослые меняются местами: дети все чаще становятся зрителями, взрослые – исполнителями и авторами пьес.

Третий тип – представление взрослых для взрослых. В домашнем театре воплощают и развивают эстетические концепции, инсценируют лучшие образцы литературы и драматургии, начинают затрагивать политические и социальные темы. Домашний театр привлекает внимание артистической интеллигенции и становится центром театрального эксперимента. Его работа приобретает полупрофессиональный, студийный характер.

Первый вид домашних кукольных спектаклей появляется в России, как уже говорилось, на рубеже XVIII и XIX веков, второй – в середине XIX века, третий – в начале XX столетия. Каждый из них получил дальнейшее развитие в современном театре кукол.

Далее ► Домашние театры в 19 веке

Главная ► Мода и история театра