В 20-х годах XIX века «занятие театром марионеток» среди детей было «уже весьма распространенным», писал биограф М. Ю. Лермонтова П. Висковатый. Эти занятия проходят почти без вмешательства взрослых, которые относятся к ним как к детской игре, но игре полезной, и всячески их поощряют: тетушка Миши Лермонтова посылает ему «воски» для кукол; Саше Бестужеву (будущему декабристу и писателю Бестужеву-Марлинскому) позволяют брать с фабрики нужные инструменты и материалы; отец Шуреньки Бенуа (впоследствии известного художника и историка искусств) заказывает для сына миниатюрный «настоящий» театрик; Лев Николаевич Толстой вырезает из бумаги фигурку для кукольных представлений своих детей, нарекает ее «Адольфиком», и этот персонаж становится любимым героем их детских спектаклей. Репертуар этих представлений составляется из сочиненных самими детьми пьес. В них фигурируют любимые литературные герои, воспроизводится увиденное и более всего поразившее в театре живых актеров. На этом этапе преобладает самодеятельность, не стесненная волей взрослых. Детское творчество проявляется в самых разнообразных видах: в сочинении пьес, придумывании постановочных эффектов, в лицедействе, в лепке кукол, шитье костюмов, в столярных работах, рисовании декораций.
К середине XIX века в России все шире становится влияние педагогических теорий, все больше внимания уделяют вопросам детского воспитания. Появляются журналы в помощь родителям («Журнал для родителей и наставников», «Семейные вечера» и др.). Зарождается русскоязычная детская литература; педагогические теории находят применение в домашних спектаклях. Родители начинают относиться к ним не как к простому развлечению, полезной игре, заполняющей досуг, а как к способу воспитания, средству воздействия «на мысль, и сердце, и вкус» ребенка (выражение хирурга Н. Пирогова, употребленное им в одном из писем).
Отношение взрослых становится более активным. Они сочиняют пьесы, берут в руки кукол, идут за ширму. Из спектаклей этого рода уходит детская импровизация. Ее заменяет продуманный репертуар. Кукол пробуют использовать как учебное пособие. В мемуарной литературе сохранились воспоминания о том, как в московской семье Постниковых для подрастающего сына, изучавшего древнюю историю, родители устраивали представления «Гибель Трои», «Персей и Андромеда», а воспитанницам Мариинского балетного училища с помощью кукольного театра объясняли танцевальные движения.
Домашний спектакль служит для воспитания чувств, он становится нравственным уроком. К такому методу воздействия на своих малышей прибегала, например, Софья Андреевна Толстая. Через домашний кукольный спектакль родители приобщают детей к литературе, музыке, театру, развивают у них художественный вкус, образное мышление. Известная балерина Тамара Карсавина вспоминает, как отец устраивал кукольное представление «Руслана и Людмилы», а племянница основателей Московского музыкального института Гнесиных, Евгения Гнесина, – как для нее в домашнем кукольном театре ставили оперу «Бал игрушек».
Далее ► Домашние детские театры
Главная ► Мода и история театра