Ангелина Иосифовна Степанова, знаменитая советская актриса. Звание народной артистки СССР получила в 1960 году. Звания лауреата Сталинской премии СССР была удостоена в 1952 году за исполнение роли Бетси в спектакле «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого. Звания лауреата Государственной премии СССР была удостоена в 1975 году за исполнение роли Шамуэй в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли». Звания Герой Социалистического Труда была удостоена в 1975 году за большие заслуги в развитии советского театрального искусства.
Ангелина Степанова родилась 23 ноября 1905 года в Николаевске-на-Амуре в семье страхового агента. Ее мать, Мария Владимировна, была дочерью директора знаменитой некогда московской фабрики Ролле. В 1908 году Степановы переехали в Москву. Учась в московской гимназии, Ангелина увлекалась балетом, в гимназических спектаклях она играла главные роли. В школьном спектакле ее увидел знаменитый режиссер В.И. Немирович-Данченко и пригласил на учебу в школу-студию Художественного театра. С 1921 года она училась в театральной школе при III-й Студии МХТ (ныне Театральное училище имени Б.В. Щукина), которую окончила в 1924 году.
В Московском Художественном театре Степанова начала служить с 1924 года. В первый раз она вышла на знаменитую сцену МХТ в сентябре 1924 года в спектакле «Царь Федор Иоаннович» Алексея Константиновича Толстого в роли княжны Мстиславской. В первом своем сезоне во МХТе 1924/25 года Степанова сыграла, кроме «Царя Федора», в пьесах «Синяя птица» Метерлинка и в спектакле «Битва жизни» по повести Диккенса, исполнив роль Мэри. Также в этом сезоне в спектакле «Горе от ума» Грибоедова она исполнила роль Софьи в паре со Станиславским, который сыграл Фамусова.
Как пишут в книге «50 великих женщин» Виталий Вульф и Серафима Чеботарь: "Она воспитывала свой талант в недрах старого МХТа, среди тех, кто стоял у истоков этого театра. Качалов, Лилина, Книппер-Чехова, боготворимые Линой Станиславский и Немирович-Данченко… Константин Сергеевич называл ее своей любимицей, часто репетировал с нею у себя дома, поил чаем. Каким-то образом он узнал о том, что Степанова живет впроголодь (тогдашний ее рацион состоял из чая и нескольких сухарей). Он подвел Лину за руку к буфетчику театра, знаменитому Прокофьеву, и сказал: «Вот тебе наша актриса, смотри, какая она худенькая и бледненькая, подкорми ее». С тех пор каждый раз Прокофьев вместе с чаем давал Лине сверток, в котором оказывались то яблоко, то пирожок, то конфеты… Как потом выяснилось, «подкормка» была за счет Станиславского. Кстати, несмотря на то что денег было очень мало, Лина умудрялась одеваться у лучшей портнихи Москвы, знаменитейшей Надежды Ламановой. С нею Лину познакомила Лидия Коренева, замечательная актриса Художественного театра и постоянная клиентка Ламановой. По негласным правилам, принятым в то время в МХТе, все актеры этого театра должны были и вне сцены «держать марку». Актеров Художественного театра можно было легко узнать на улице по сдержанному, неизменно элегантному внешнему виду."
В 1928 году двадцатитрехлетняя актриса Художественного театра Ангелина Степанова была уже широко известна в театральных московских кругах. Изысканная красавица, очень обаятельная женщина, талантливая лирическая актриса, любимица Станиславского, она была замужем за Николаем Горчаковым, режиссером того же МХТ. В их доме в Кривоарбатском переулке неизменно собирались друзья – коллеги-актеры, писатели – Юрий Олеша и Валентин Катаев, Исаак Бабель, влюбленный в Лину Борис Пильняк, режиссер Всеволод Мейерхольд со своей женой Зинаидой Райх, критики и художники. Горчаков тогда работал над постановкой мелодрамы Владимира Масса «Сестры Жерар». Однажды Масс познакомил в доме Горчаковых Ангелину со своим другом, талантливым драматургом Николаем Эрдманом. Это и стало началом их бурного семилетнего романа, трагической страстной любви и внезапного холодного разрыва. Лина оказалась влюблена так сильно, что съехала от Горчакова и поселилась в Трехпрудном переулке у своей подруги, актрисы МХАТа Елены Елиной.
В 1930-е годы Степановой было сыграно множество ролей – Софья в восстановленном «Горе от ума» Грибоедова, Генриетта в «Сестрах Жерар» Деннери и Кормона, Аня в «Вишневом саде», Мариэтт в «Воскресении» Льва Толстого, Алина в спектакле «Три толстяка» по Ю. К. Олеше, Графиня – «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, Гортензия – «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, Панова – «Любовь Яровая» К. А. Тренёва, Арманда – «Мольер» М. А. Булгакова, журналистка Мэри в «Рекламе» Мэри Уоткинс – в оригинале пьеса называлась «Чикаго»; на ее основе был написан известный мюзикл, который шел и в Москве. Она с блеском исполнила роли Шурки в пьесе Максима Горького «Егор Булычов и другие» и Лиды в «Платоне Кречете» Александра Корнейчука. Наконец, именно в это время Степанова репетировала роль, которая выдвинет ее в ведущие актрисы Художественного театра, – роль Бетси в спектакле «Анна Каренина».
Со вторым своим мужем, знаменитым писателем А. А. Фадеевым, Ангелина Иосифовна познакомилась в 1937 году в Париже, когда она в составе труппы МХТ приехала туда с гастролями. Степанова и Фадеев поженились в новогоднюю ночь 1938 года, в Художественном театре. Они жили очень дружно. Мешало только то, что редко удавалось подолгу быть вместе: она все время в театре, у нее частые продолжительные гастроли, а он постоянно в делах, разъездах – Фадеев занимал видные посты в Союзе писателей.
В творчестве Степановой, верной их урокам, можно проследить и воздействие вахтанговской традиции: не отделяя себя от персонажа, актриса идет на заострение образа; глубину психологии она сочетает с четкостью смелого рисунка. Ей свойственна сосредоточенность и неуклонность в том, как она ведет тему, будь то тема роли Бетси Тверской, с ее холодным и развращенным жизнелюбием («Анна Каренина», 1937) или тема роли Ирины из «Трех сестер», в которой Степанова жила беспокойным ожиданием и обманувшейся верой в будущее (1940). Создаваемые ею сценические портреты отточены и нередко язвительны (Мариэтт в «Воскресении» по Толстому, 1930; Бетси в «Плодах просвещения», 1951; Калерия в «Дачниках» Горького, 1953); в лирических ролях (Маринька, «Николай I и декабристы», 1926; Ивонна, «Продавцы славы» Паньоля и Нивуа, 1926; Аня, «Вишневый сад», 1928; Зинаида, «Дядюшкин сон» по Достоевскому, 1938) актриса была чужда сентиментальности и внутренне действенна.
Дебютировав на экране в 1932 году (курсистка в фильме «Мёртвый дом»), Степанова продолжила сниматься только в 1950-е годы и в дальнейшем появлялась на съемочной площадке крайне редко. Хотя звание лауреата Государственной премии СССР ей было присвоено за исполнение роли Шамуэй в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли» в 1975 году. Последняя работа в кино – фильм «Запомните меня такой», где Ангелина Степанова сыграла главную роль-завещание.
Ангелина Степанова в своих поздних работах великолепно играла в дуэтных спектаклях. В партнёрстве с Кторовым, который играл роль Бернарда Шоу, она создала образ английской актрисы Патрик Кемпбелл («Милый лжец» Килти, 1962), вновь явив основные свойства своего дарования: чувство сценической формы, аналитичность, элегантную сдержанность, скрытый лиризм и юмор. В «Живом трупе» (1982) особое значение имела дуэтная сцена Степановой и Прудкина. На дуэт Степановой с Бабановой был рассчитан спектакль «Всё кончено» Олби (1979). До поздних лет безупречно сохраняя форму, сыграла принцессу Космонополис в «Сладкоголосой птице юности» Т. Уильямса (1975), г-жу Пернель в «Тартюфе» (1981), мать в «Серебряной свадьбе» (1985), Лику в «Московском хоре» (1988).
Ангелина Иосифовна ушла из МХАТа в 1994 году. Во этом театре она прослужила почти семьдесят лет. Как и большинство актеров второго поколения, она выросла в особой, мхатовской атмосфере. Воздух, которым она дышала, был насыщен общением с Немировичем-Данченко, Станиславским, Книппер-Чеховой, Качаловым, Вишневским, Лужским, Марковым. Ангелина Иосифовна Степанова ушла из жизни 17 мая 2000 года. Ее похоронили на Новодевичьем кладбище, в одной могиле с мужем, Александром Фадеевым.
Далее ► Мария Бабанова
Главная ► Мода и история театра