Воспоминания о механическом театре Василия Яковлевича Сизова со слов И. А. Зайцева записала Н. Я. Симонович-Ефимова.
Сизов был кукольник и изобретатель. Свой большой «Механический театр» со множеством фигур сделал сам. Он был простым плотником из Владимирской губернии, но, очутившись в Москве и полюбив кукольный театр, оказался и механиком, и художником. Обыкновенно фигуры «механических театров» вырезались из жести, были плоскими; Василий Иванович делал их из дерева, круглыми и с сочленениями.
Театр Сизова был огромный; зрительный зал – аршин сорок длины. Это на Болоте, где тогда тоже происходили гулянья. У него было большое количество постановок со множеством фигур (четыре огромных ящика) – «Погребение папы римского», «Въезд шаха персидского», «Переправа русских войск через Дунай». В этой последней корабли, волны, им самим расписанные. Одна из сцен называлась «кавалерия вплавь, а пехота на лодках». Тут были лошади, войска. Погребение папы римского начиналось так: фонарщик приходил зажигать на полутемной улице фонари один за другим. Он подходил к каждому по очереди и зажигал огонек (восковые свечки). Являлась процессия: священники, монахи, миряне с хоругвями, потом показывается красный балдахин и под ним кресло, в котором сидел умерший папа. Потом шли офицеры, пешие, конные.
Были еще у Сизова сцены быстрого действия: мельница вертится, возле навалены мешки с мукой; вор подкрадывается, хватает мешок и убегает. Выскакивает белый мельник, догоняет вора, бьет его палкой, тот в свою очередь колотит мельника мешком; летит мучная пыль; дерутся. Еще сцена: женщина догоняет свинью, хватает ее за хвост – борьба. Свинья вырывается, хвост остается у женщины в руке. Кузнецы ковали, раздували горн, сгибаясь в бедрах и в плечах. Пожарные тушили пожар.
Из воспоминаний Я. М. Бромфейна.
В 1890 году в Одессу приехал немец и привез механический театр. Показывал он
«бостон» – это уличная жизнь города. Чтобы узнать, как это делается, я подходил
к балагану... и просил принять меня на работу. Хозяин отвечал, что ему служащие
не нужны. Я был послушным мальчиком, я за все хватался, я старался влезть в это
дело. Наконец немцы позволили крутить колесо. Я на все смотрел, был там около
недели, изучил, как это все делается, и ушел.
Через некоторое время Я. Бромфейн с товарищем открыл свой механический театр.
Программа была такая:
Выходит фонарщик, который зажигает фонари. После фонарщика выходил дворник и
заметал улицы и тротуары. Потом – едет тачечник среди арены, берет трубку,
зажигает спичку и закуривает, начинает пускать дым. Потом выезжает человек на
тачанке, его лошадь брыкается, и он падает. Выходит охотник, и бежит заяц;
охотник стреляет в зайца и убивает его. Мельник с трубочистом: мельник несет
муку, а трубочист – сажу. Они встречаются на одной рельсе, начинается драка,
появляются городовые. Проезжают велосипедисты. Купальщицы: голые фигуры купаются
в воде, большие рыбы хватают их и проглатывают. Взрыв на пароходе: пожар,
пароход тонул в море. Война на Дунае: брали крепость с пушками, барабанным боем,
выстрелами, криками «ура!», огонь изображали бенгальскими огнями. В механическом театре работало четыре человека.
Далее ► Домашние и студийные спектакли
Главная ► Мода и история театра