Любительские кукольные спектакли Франции
Почти так же родились любительские кукольные представления и в доме парижского журналиста Луи Лемерсье де Невилля. У него тоже заболел маленький сын. Желая его развлечь, он вырезал из журналов несколько шаржей на знаменитых людей, наклеил их на картон и сочинял от их лица смешные диалоги. Сын выздоровел, но журналист не бросил это занятие и стал показывать свои импровизации с плоскими куклами-шаржами друзьям и знакомым. Его кукольные опыты оказались жизнеспособней театра Лоры Бернар, у них была длинная история, о которой, ради соблюдения хронологии, речь пойдет чуть позже.
Устраивает домашние спектакли сын писательницы Жорж Санд, художник Морис Санд. Он называет
свой театрик «Театром друзей». Началось все это в 1847 году. Первый спектакль Морис вместе со своим приятелем Эженом Ламбером,
тоже художником, сыграл в имении матери Ноане. Персонажи изображались
перчаточными куклами. Сценой, точнее ширмой, служил большой кусок картона,
поставленный ребром на стул, за которым прятались кукловоды. Зрителями были Жорж
Санд и один из ее знакомых, гостивших тогда в Ноане.
После этого представления было решено сделать театрик-будочку (кастеле). На
этой уже более солидной сцене выступали господин Гиньоль, Пьерро, Изабелла,
капитан, жандарм, Зеленое Чудовище. Со временем труппа перчаточных актеров
разрасталась все больше и больше. Построили новый, более просторный кастеле. В
репертуаре появлялись все новые и новые пьесы.
Между 1854 и 1872 годами в «Театре друзей» состоялось около ста двадцати премьер – там играли даже «Даму с камелиями» А. Дюма-сына. Персонажи неизменно являлись в виде перчаточных кукол, число которых достигло 125. Спектакли устраивались в студии художника. На них собиралась вся артистическая интеллигенция Парижа. Морис Санд не охладел к своему домашнему театру до конца жизни (он умер в 1889 году). Но эти любительские спектакли никогда не выходили за порог его ателье. После его смерти куклы потерялись. От «Театра друзей» остались воспоминания современников да книжечка, написанная Морисом Сан-дом и изданная в 1890 году под названием «Кукольный театр». В нее вошло несколько пьес, сочиненных автором для своего театра.
Еще один любительский эксперимент был предпринят в 1861 году талантливым писателем
Луи Эмилем Дюранти. Дюранти придавал большое значение художественному образу
кукол, артистизму оформления сцены, был требователен к литературной форме пьес.
Кукол для его театра делал его знакомый скульптор, пьесы он писал сам, вкладывая
в них философский смысл. Его представления имели успех у интеллектуалов. Но
поскольку публика такого рода немногочисленна, театр Дюранти существовал
недолго. След от него сохранился в виде роскошно изданного тома из двадцати
четырех пьес, хорошо написанных и интересных для чтения.
В 1862 году группа литераторов, художников, театральных деятелей создает еще один
домашний кукольный театр. Его спектакли проходят на тихой улочке Санте в
северной части Парижа, в доме поэта Амедея Роллана. Театр называют по-гречески «Эротикон
Театрон». Сатирические спектакли, разыгрываемые на его сцене, бросали вызов
мещанскому ханжеству, касались тем, о которых считалось неприличным говорить в
«хорошем обществе». Сочиняли пьесы и делали кукол сами участники кружка, они же
показывали спектакли на ужинах, собиравших до двадцати гостей. Сцена театра
напоминала уличную будку кастеле, но была шире и глубже, позволяя находиться за
кулисами нескольким исполнителям – кукловодам и чтецам ролей. Одним из
постоянных кукловодов в этих представлениях был Лемерсье де Невилль. А за рояль,
для музыкального аккомпанемента, садился Жорж Бизе. Вся эта затея продолжалась
около года. Потом кукольный кружок распался, и лишь один из его членов остался
верен куклам – Лемерсье де Невилль.
Далее ► Театр кукол пупацци
Главная ► Мода и история театра