Плоские и объемные куклы-шаржи
Свои плоские куклы-шаржи на знаменитых (или по крайнем мере известных) людей Лемерсье де Невилль назвал итальянским словом «пупацци» («пупаццо» – кукла, «пупаццето» – карикатура). Показывал он их на традиционной ширме – «кастеле». Дебют пупацци состоялся в доме художника-карикатуриста Этьена Каржа 28 ноября 1863 года. Выступление было встречено гостями Каржа с энтузиазмом. Каржа опубликовал хвалебную рецензию, и на Лемерсье де Невилля посыпались приглашения. До конца года он выступил еще четыре раза, а в начале следующего 1864 года был приглашен на ужин редакции газеты «Фигаро», где его спектакль прошел с триумфом. Пупацци вошли в моду. В течение зимы и весны де Невилль дает 25 представлений. Летом его приглашают в театр «Варьете» (эстрадный театр), в программе которого он показывает несколько номеров.
В конце года Лемерсье де Невилль расстается с плоскими куклами и переходит к объемным куклам с деревянными головами и отдельно прикрепленными руками, способными делать жесты. Где бы ни выступали пупацци, их успех был неизменным. Лемерсье де Невилль объехал с ними всю Францию, многие страны Европы. Закончил он свою «кукольную карьеру» в Монте-Карло, где руководил до апреля 1894 года театром «Детские удовольствия». Но в последние годы он сам уже не играл (из-за катаракты плохо видел) и вернулся к своей профессии журналиста. Лемерсье де Невилль сочинил более ста пьес для кукольного театра, часть из них опубликована в сборниках. Ему принадлежит и несколько книг о кукольном театре.
Спектакли пупации всегда были злободневными; Лемерсье де Невилль называл их говорящей, оживающей газетой. Пьески были короткими, среди них можно найти и добродушные шаржи, и довольно злые пародии. Были номера, в которых куклы танцевали модные танцы, играли на музыкальных инструментах. Например, кукла-шарж на Россини играла на гобое. Это была уже объемная кукла с вырезанной из дерева головой. На ее щеки были наклеены кусочки тонкой ткани, их можно было заставить вздуваться. Под живописью наклейки не были заметны, и у зрителей создавалось впечатление, что кукольный Россини действительно играет на гобое. Или была группа танцовщиц, делавших синхронные движения руками и ногами. Была испанка, которая вертелась, поднимая руки, прогибаясь назад, выпрямляясь в подражание движениям испанского танца. Был Пьерро-гитарист. Была фигура Оффенбаха.
Видевший этот номер историк кукольного театра Эрнест Мэндрон рассказывает: «Он появлялся на сцене с виолончелью в руках, ставил виолончель у рампы. В руках держал смычок. Сначала проверял все струны. Потом протирал инструмент. Делал знак пианисту и приступал к игре. Это было адажио из нескольких претенциозных тактов. Затем следовали две или три эпилептические вариации. В некоторых местах нота тянулась так долго после того, как смычок уже не касался струн, что напуганный и удивленный музыкант бегал по сцене, ища потерянную ноту... Потом шли все более ускоряющиеся вариации, и заканчивался номер среди шумного смеха и криков «браво». Номер этот всегда бисировался».
Далее ► Малый театр кукол
Главная ► Мода и история театра