Куклы, марионетки и маски французского театра
В начале прошлого столетия во французском перчаточном театре появился герой, не только разделивший славу Полишинеля, но, пожалуй, даже превзошедший ее. Имя этого героя – Гиньоль. Его создателем был лионский ткач Лоран Мурге. Мурге родился в 1769 году, подростком начал работать на одной из знаменитых лионских шелкопрядильных фабрик. Во время Великой французской революции все фабрики закрылись, и молодой Мурге остался без работы. Чтобы не умереть с голоду, он решил стать ярмарочным торговцем. Через несколько лет Мурге освоил ремесло ярмарочного дантиста (попросту – научился рвать зубы), а еще чуть позже обзавелся перчаточными куклами и стал ходить с ширмой-будочкой, играя уличные представления. Героем его первых спектаклей был Полишинель. В какой-то момент на его ширме появилась кукла, изображавшая лионского ткача. И так как этот персонаж был ближе и интересней лионцам, то очень скоро он занял в сценических представлениях место Полишинеля. Точная дата рождения Гиньоля не выяснена, вероятно, это произошло в самом начале XIX века. Во всяком случае в 1804 году Гиньоль уже царил на ширме Мурге.
В это время Мурге работал в паре с бывшим певцом Ламбером Грегуаром Ладре, выступавшим теперь под псевдонимом Папаши Тома. Папаша Тома стоял перед ширмой, играл на скрипке, разговаривал то с куклами, то со зрителями, зазывал прохожих посмотреть представление и, очевидно, занимался сбором денег. Почему куклу лионского ткача назвали Гиньолем, также точно не известно. По одной версии, это имя связано с названием маленького североитальянского городка Киньоло: в Лионе было много итальянских рабочих, нанимавшихся на шелковые фабрики, и вполне возможно – предполагают сторонники этой версии, – что среди знакомых Мурге был выходец из Киньоло.
В доказательство напоминают, что старейший компаньон Гиньоля по ширме, Ньяфрон,
всегда произносит его имя как «Киньоль». По другой версии, у Мурге был
приятель, имевший привычку восклицать, когда его что-то сильно забавляло: «Сэ гиньолян!» (что-то
вроде «Вот умора!»). Мурге вложил эту поговорку в уста своего кукольного ткача,
а публика, постоянно слыша ее, окрестила куклу Гиньолем.
Гиньоль одет во французский фрак. Горбов Полишинеля он не унаследовал. Треуголку
поменял на маленькую облегающую темную шапочку. Вместо парика носит косу – «катоган»,
подколотую сзади наверх.
Другой очень популярный герой этого театра – Ньяфрон.
Он появился очень скоро после рождения Гиньоля (а некоторые историки считают,
что он даже старше). Этот неразлучный друг Гиньоля – сапожник. (Ньяфрон – от «ньяф»
– «холодный сапожник», то есть сапожник, у которого нет мастерской, работающий на
собственном колене). Сам Ньяфрон называет себя поэтично «коленным ювелиром».
Ньяфрон добряк, но пьянчужка. О его слабости говорит сизо-красный нос, торчащий
из-под огромной высокой шляпы, и надтреснутый, хриплый голос. Костюм его
дополняет большой кожаный фартук. Он такой же бедняк, как и Гиньоль, и когда уж
очень хочется есть, а есть нечего, он отрезает кусочек фартука и приговаривает,
что, если кусок старой кожи поджарить с крошечкой сала, положить туда огурец и
приправить уксусом – такое получится жаркое, что пальчики оближешь! Говорят, что
в этой кукле Мурге слегка шаржировал внешность и характер Папаши Тома.
Неизменными партнерами этих друзей стали: лионский богач, домовладелец Канезу (он всегда
является в халате и феске); сварливая супруга Гиньоля, Мадлон; судья (лицо
которого украшают огромные очки и светло-русые бакенбарды); бригадир (полицейский);
сержант – хвастун и враль Пифар. Мурге сам сочинял свои пьесы, диалог
импровизировал с Папашей Тома.
Далее ► История перчаточной куклы Гиньоль и ее пьесы
Главная ► Мода и история театра