Перчаточная кукла Гиньоль на французской сцене
Один из образованных жителей Лиона, горячий почитатель театра Гиньоля,
записал несколько пьес Мурге и издал их. Одной из лучших считается пьеса
«Переезд». Она состоит из трех «актов»:
1. Вечер. Домовладелец Канезу является к Гиньолю, чтобы получить с него плату за
квартиру. Гиньолю платить нечем, но он приводит Канезу в ярость еще и тем, что
издевается над ним. Канезу отправляется к судье, решив выселить Гиньоля и
описать за долги все его имущество.
2. Ночь. Гиньоль решил спасти свой скарб и с
помощью верного друга Ньяфрона и своей сварливой супруги Мадлон перетаскивает
свои вещи в конуру Ньяфрона.
3. Утро. Канезу является с судьей Делика («Деликатным»), сержантом и жандармом,
чтобы описать имущество злостного неплательщика и выгнать его, – но квартира
Гиньоля пуста. Канезу чертыхается. В это время беспечный ткач подходит к дому –
его тотчас арестовывают «именем закона» и хотят вести в тюрьму. Однако
выясняется (конечно же, случайно), что когда-то Гиньоль спас тонувших в реке и
домовладельца, и судью, и жандарма, – и его не только прощают, но и осыпают благодарностями.
Язык пьесы – это жаргон лионских ткачей, пересыпанный намеками на неизвестные
нам злободневные события их жизни; это россыпь каламбуров, основанных на частых
созвучиях разных по значению французских слов.
Вначале Мурге и Папаша Тома играли в общественном саду «Пти Риволи». Но в саду
можно было выступать только в теплое время года. Мурге решил давать
представления в первом этаже дома, в котором он снимал квартиру. Так его театр
стал постоянным. И очень знаменитым среди жителей Лиона. После смерти Папаши
Тома Мурге играет со своим сыном и дочерью. В 1838 году он перевозит свой театр в
подвал на площади Селестенов. Театр его в зените славы. Но Мурге уже стар, ему
тяжело играть. В 1840 году он оставляет театр детям и уезжает в Вену, где через
несколько лет умирает.
Однако созданный им Гиньоль продолжает жить. Популярность его так велика, что число театриков «Гиньоль» (то есть тех, где он выступает главным действующим лицом, героем представлений) быстро увеличивается. В Лионе середины XIX столетия их было восемнадцать. Особую страницу в историю Гиньоля вписал актер Пьер Руссе. В 1888 году он купил один из лионских театриков «Гиньоль» и стал играть в нем пародии на оперы и известные пьесы, которые сам сочинял. Гиньоль в его спектаклях изображал оперного тенора, Ньяфрон – баса. Театр Руссе всегда был полон, но Руссе уже ориентировался на другую публику – он старался привлечь благополучных буржуа, их благовоспитанных детей. В его спектаклях Гиньоль «обуржуазился», стал скучнее, банальнее, утратил свои самобытные черты.
Театры Гиньоля стали появляться и в других городах Франции. В Париже первый из них открылся еще в 1818 году. Имя Гиньоля превращается во французском языке в нарицательное: до сих пор, и не только во Франции, но во всей Западной Европе, «гиньолем» называют перчаточную куклу. Гиньоль выходит на сцену французских кукольных театров и в наши дни, он только поменял взрослую публику на детскую.
Далее ► Ляфлер Амьенский
Главная ► Мода и история театра