История кукол и сценических масок Франции
Театры марионеток Франции мало отличаются от итальянских. Как и итальянские, они были очень популярны и даже соперничали в XVII–XVIII веках с театрами живых актеров. Самые знаменитые из них выступали на парижских ярмарках. Репертуар этих театров собран и неоднократно публиковался французскими издателями. В основном в них исполнялись мелодраматические пьесы. Обойдем эти шумные парижские ярмарки стороной. Их спектакли в общем-то интернациональны. Интереснее посмотреть, что происходило во французской провинции и как марионетки приспосабливались к местным условиям.
Одна из специфических черт кукольных спектаклей состоит в том, что они всегда стремятся группировать репертуар вокруг какого-то одного героя. И этот герой, как правило, служит выражением местного народного духа. На севере Франции, в Амьене, следствием этого свойства стало рождение еще одного французского кукольного героя, но уже не на ширмах бродячих кукольников, а на подмостках маленьких постоянных городских театриков, персонажи которых висели на нитках. Имя этого героя – Ляфлер.
Техника управления куклами его театра напоминает итальянскую технику XVII–XVIII столетий: куклы висят на тонком железном пруте, к их рукам идет по нитке; у Ляфлера и у нескольких его партнеров по дополнительной нитке спускается к каждой ноге.
Полагают, что Ляфлер немного старше Гиньоля. Его появление относят к XVIII веку.
Но, может быть, он родился и еще раньше. По мнению некоторых исследователей,
толчком к созданию этого персонажа послужило нашумевшее в Амьене в 1649 году
дело некоего слуги Ляфлера, арестованного за дебош, который он учинил во время
религиозного шествия по улицам Амьена в день праздника Успения Богородицы.
Ляфлера судили и жестоко наказали – он был казнен. Но симпатии народа, видимо,
были на стороне казненного слуги, по происхождению пикардийского крестьянина
(Амьен – центр Пикардии). Кто-то из местных кукольников вскоре вывел на сцену
своего маленького марионеточного театрика деревянного Ляфлера. А некоторое время
спустя он стал главным героем амьенских кукольных театров. И хотя слава Ляфлера
не вышла за пределы Амьена, местные жители (пикардийцы) были влюблены в своего
кукольного героя и вообще в своих «каботэнов», как они называли на своем
пикардийском наречии деревянных актеров.
Сохранившиеся куклы Ляфлера одеты в бархатный камзол, жилет и короткие
панталоны. На ногах – полосатые красно-белые чулки. На голове – треуголка и
поднятая кверху коса «катоган» (она говорит о том, что разница в возрасте между
Гиньолем и Ляфлером невелика).
Далее ► Ляфлер Амьенский в пьесах
Главная ► Мода и история театра