Анна Павловна (Матвеевна) Павлова, гениальная русская балерина, прима Мариинского театра, одна из величайших артисток балета XX века. Анна родилась 31 января 1881 года в Петербурге. Ее мать, Любовь Федоровна, была прачкой, а отцом был записан Матвей Федорович Павлов, рядовой лейб-гвардии Преображенского полка. По другим источникам, она являлась внебрачной дочерью богатого еврейского банкира Лазаря Соломоновича Полякова, в чьем доме ее мать работала до рождения дочери. Как бы то ни было, Матвей Павлов с женой вместе не жил. Отчество «Павловна» появилось у балерины уже позже как артистическое имя; собственно, всю жизнь Анна предпочитала своему официальному отчеству производное от своей фамилии.
В 1891 году Анна поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Александра Облакова, Екатерины Вазем и Павла Гердта. В 1899 году, по окончании училища, Анна Павлова была принята в труппу кордебалета балета Мариинского театра. Однако, в Императорском театре она сразу же получила предложение готовиться к сольным партиям в классических балетах. Сценический дебют Павловой в качестве артистки Императорских театров состоялся 19 сентября 1899 года; в балете П.Л. Гертеля «Тщетная предосторожность» она принимала участие в па-де-труа.
В первые три сезона Павлова получила еще несколько небольших сольных партий: Гюльнара в «Корсаре», Зюльма в «Жизели», Никия в «Баядерке», Диана в «Царе Кандавле», Рамзея в «Дочери фараона», Фея Кандид в «Спящей красавице», и танцевала вместе с Михаилом Фокиным в балете «Пробуждение Флоры». Высокая, легкая и стройная, Павлова в юности не владела виртуозной техникой, которую в то время на сцене демонстрировали коренастые мускулистые итальянки. Однако поражала всех глубиной психологической трактовки образов и красотой танца. Ее легкость и изящество, лиричность и грация выделяли Павлову среди других танцовщиц Мариинки. У Павловой отмечали неординарный драматический талант, умение перевоплощаться и исключительный артистизм.
В последующие годы она танцевала Жизель в «Жизели» (1903), Пахиту в «Пахите» и Медору в «Корсаре» (1904), Китри в «Дон-Кихоте» (1905), Аспиччию в «Дочери фараона» (1906), Одетту и Одиллию в «Лебедином озере», а также Низию в «Царе Кандавле» (1909). Кроме классического репертуара, Павлова с огромным успехом танцевала испанские и другие характерные партии: уличная танцовщица в «Дон Кихоте», Панадерос в «Раймонде» (1906), Фанданго в «Кармен» (1908), Уральская плясовая в «Коньке-Горбунке».
В своей книге «50 великих женщин» авторы, Виталий Вульф и Серафима Чеботарь пишут: "Она неуклонно шлифовала свое мастерство. Еще в 1903 году ездила в Италию в студию к знаменитой Катарине Беретта, занималась у Мариуса Петипа – главного балетмейстера Мариинки. С первых лет работы в театре Павлова начала танцевать с Михаилом Фокиным, который окончил училище на несколько лет раньше и уже стал известен как прекрасный танцовщик. Фокин стремился и к деятельности постановщика, реформатора балетных форм. Сильное влияние на него оказали идеи Айседоры Дункан, которая приезжала в Петербург на гастроли. Дуэт Павловой и Фокина быстро перерос в творческий союз. Фокин нашел в Анне идеальную исполнительницу своих замыслов: ее разностороннее дарование и умение воплотить на сцене любой образ Фокин знал и ценил. Их взгляды на искусство во многом совпадали: они оба считали, что пришло время обновить русский балет, сохранив при этом его лучшие традиции, привнести в условное балетное искусство приемы, приближающие его к настоящей жизни. Оба стремились к единству всех элементов балетного спектакля: музыки, хореографии, костюмов и декораций, чего на балетной сцене давно уже не было и в помине."
Павлова стала исполнять сольные партии во всех первых новаторских постановках Фокина. В балете «Эвника» Фокин для Павловой в роли Актеи поставил «Танец семи покрывал» В 1906 году Павлова исполнила дивертисмент «Виноградная лоза» на музыку А.Г. Рубинштейна; в балете «Эвника» Фокин для Павловой в роли Актеи поставил «Танец семи покрывал». 22 января 1907 года на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила поставленную для нее Михаилом Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (или более известную как «Умирающий лебедь») на музыку Сен-Санса, ставшую впоследствии не только одним из символов русского балета XX века, но и для всего мирового балета. Эту миниатюру исполняли и до сих пор исполняют многие балерины.
1908-1909 годах Павлова принимала участие в следующих в премьерных постановках Фокина: Вереника в балете «Египетские ночи», Армида в балете «Павильон Армиды», Адажио и вариации в па-де-де «Пир», главная партия в «Сильфиды» (редакция «Шопенианы» с Седьмым вальсом) и Таор в «Клеопатре».
В 1907 году состоялись первые зарубежные гастроли Анны Павловой вместе с небольшой труппой из двадцати артистов, они с триумфом выступили в Риге, Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме. В репертуар вошли балеты «Жизель», «Пахита», «Волшебная флейта», «Привал кавалерии», второй акт «Лебединого озера», «Тщетная предосторожность», «Очарованный лес». Эти гастроли состоялись еще до организации Русских сезонов А.Н. Бенуа и С.П. Дягилева. В 1908 году Павлова выступала в Берлине и Праге, откуда отправилась в Париж, приняв приглашение участвовать в первом Русском сезоне Сергея Дягилева.
Павлова, хоть и опоздала к началу выступлений, стала настоящим символом первого Русского сезона. Именно ее художник Валентин Серов увековечил в летящем силуэте на афише к «Русским сезонам» в Париже в 1909 году. По окончании выступлений в Париже А.П. Павлова, М.М. Фокин, В.Ф. Нижинский и С. Л. Григорьев были удостоены степени командора Ордена Академических пальм. Однако отношения Павловой и Дягилева не сложились, потому как капризный Дягилев на первое место в труппе выдвигал только Тамару Карсавину. Более Павлова никогда в Русских сезонах не участвовала.
В 1910 году в Лондоне Анна Павлова организовала собственную балетную труппу, и с ней отправилась в кругосветное турне. Дебют в Нью-Йорке состоялся 16 февраля 1910 года. Успех был невероятный. За ним последовали спектакли в Бостоне, Филадельфии, Балтиморе. В августе 1911 года Павлова ненадолго вернулась на родину. Теперь это для нее были «русские гастроли». Станцевав в Мариинском театре «Баядерку» и «Жизель», она уехала в Лондон, где был Дягилев со своей антрепризой. Павлова согласилась сменить Карсавину в «Жизели» и танцевала с Нижинским: с ним же она впервые исполнила партию рабыни в «Клеопатре». А в ноябре 1911 года она вместе с труппой, в которой было уже около сорока человек, отправилась в турне по городам Англии, Шотландии и Ирландии.
В 1912 Павлова, осев в Англии, купила дом «Айви-Хауз» (в Хэмпстеде, в одном из районов Лондона), где проводила время между гастролями. Она обожала зверей, птиц, цветы, которых всегда было много в ее доме. В 1913 году Павлова последний раз танцевала в родном Мариинском театре – Аспиччию в «Дочери фараона» и Китри в «Дон Кихоте». После этого была только короткая гастроль в 1914 году – по одному выступлению в Петербургском народном доме, в Москве и в Павловске. Потом она уехала в Париж, а оттуда – в Берлин. Когда началась Первая мировая война, Павлова с труппой едва успела уехать в одном из последних поездов.
Из книги «50 великих женщин» Виталия Вульфа и Серафимы Чеботарь: "После войны Павлова снова гастролирует по Европе. Узнав о событиях в России, она захотела было вернуться на родину, но Дандре убедил ее этого не делать. Однако за положением дел в родной стране Павлова всегда следила. Она переводила крупные суммы голодающим Поволжья, давала благотворительные концерты в пользу нуждающихся в России. Годами Павлова высылала продуктовые посылки всем членам труппы Мариинского театра – поименно! – и учащимся балетного училища. Посылка посылалась на имя Елизаветы Павловны Гердт, выдающейся балерины, дочери Павла Гердта. Прекратилось это только в 1929 году, когда новые власти стали уж слишком откровенно коситься на принимающих «подачки от белоэмигрантки». Долго не удавалось получить разрешение на выезд для Любови Федоровны, матери балерины. Лишь в октябре 1924 года матери с дочерью удалось встретиться. Павлова ненавидела новый режим, наотрез отказывалась от любых предложений о сотрудничестве. Советская пресса в ответ поливала балерину грязью, обвиняя в предательстве родины, пособничестве эмигрантам и других грехах…"
За послевоенные годы труппа Павловой объездила весь мир, побывав на всех континентах, не гнушаясь выступать в небольших городках перед самыми неискушенными зрителями. Многие ее миниатюры были созданы под воздействием танцев народов мира, которыми она интересовалась во время многочисленных путешествий.
Сезон 1931 года Павлова должна была начать в Голландии, затем планировалось турне по Южной Америке и Дальнему Востоку. В январе поезд, в котором ехала Павлова, потерпел аварию возле Дижона. Сама балерина не пострадала, хотя с верхней полки упал кофр и сильно ударил ее по ребрам. Но ей пришлось холодным зимним утром в легком пальто идти пешком до ближайшей станции и там в течение двенадцати часов ждать следующего поезда. Павлова подхватила простуду, которая перешла затем в тяжелейший плеврит. Обеспокоенная состоянием балерины, королева Нидерландов Вильгельмина отправила к Павловой своего личного врача. Тот настаивал на необходимости срочной резекции грудной клетки, чтобы убрать из легких скопившуюся жидкость. Павлова отказалась, и ей становилось все хуже и хуже. В ночь с 22 на 23 января 1931 года она скончалась, не дожив недели до своего пятидесятилетнего юбилея. Прах Анны Павловой покоится на кладбище «Гольдерс-Грин» в предместье Лондона.
Далее ► Ида Рубинштейн
Главная ► Мода и история театра