Ида Львовна Рубинштейн, российская артистка балета. Ида родилась в Харькове 21 сентября 1883 года в одной из богатейших семей России, которая владела четырьмя банками, сахарными и пивоваренными заводами. Большие суммы семья Рубинштейнов тратила на благотворительность, богоугодные дела и культурное развитие своего родного города Харькова, в их домах постоянно устраивались приемы для писателей, художников, других представителей технической и артистической интеллигенции.
Вот что пишут в своей книге «50 великих женщин» Виталий Вульф и Серафима Чеботарь: "Она унаследовала все лучшие качества Рубинштейнов – хватку, напор, энергию, а главное, артистические наклонности и волю к победе. Мать Иды умерла, когда девочка была совсем маленькой, а в 1892 году во Франкфурте-на-Майне скончался ее отец. Ида унаследовала огромное состояние. Через год ее перевозят в Петербург, под опеку ее тетки, известной в столице светской дамы мадам Горвиц. В ее богатом доме на Английской набережной все было к услугам обожаемой племянницы: лучшие учителя, всевозможные развлечения, разнообразные знакомства. Ида в совершенстве знала четыре языка – английский, французский, немецкий и итальянский. Ее обучали музыке, а когда Иду заинтересовала Древняя Греция, к ней был приглашен ученый-эллинист. Был нанят и учитель танцев; но к танцам Ида оказалась не способна. Однако ее невероятное честолюбие, не позволявшее девочке ни в чем отступать, заставляло Иду часами отрабатывать позы, движения, пируэты… Ей даже было позволено брать уроки декламации и драматического искусства у артистов императорских театров. В конце концов Ида заявила о своем непоколебимом желании пойти на сцену и для углубления своего театрального образования уехала в Париж."
Вернувшись в Россию, она познакомилась с театральным художником Львом Бакстом и увлекла его идеей поставить спектакль «Антигона» по трагедии Софокла. Деньги на постановку у нее были в неограниченном количестве. Весной 1904 года под псевдонимом Лидии Львовской Ида Рубинштейн дебютировала в «Антигоне», спектакль провалился. Осенью этого же года Ида поступила на драматические курсы при Императорском Малом театре, закончив их в 1907 году. В 1908 году она решила поставить в театре Комиссаржевской на собственные средства спектакль «Саломея» по мотивам драмы Оскара Уайльда на музыку Александра Глазунова, пригласив для этого режиссера Всеволода Мейерхольда и художника Льва Бакста.
По ходу пьесы Саломея исполняет «Танец семи покрывал». Ида обратилась за помощью к модному тогда хореографу-новатору Михаилу Фокину, который заинтересовался больше не постановкой танца, а самой танцовщицей. Впоследствии Фокин писал: «Тонкая, высокая, красивая, она представляла интересный материал, из которого я надеялся слепить особенный сценический образ». Со своей стороны Ида проявила завидный энтузиазм и терпение, упорно трудилась, постигая азы балетного искусства.
Святейший Синод и черносотенный «Союз русского народа» призвали запретить постановку «Саломеи», назвав ее антихристианской и аморальной. Постановка спектакля была запрещена, а вместе с «Саломеей» прекратил свое существование и сам театр Комиссаржевской. Тогда Рубинштейн и Фокин решили показать только «Танец семи покрывал». 20 декабря 1908 года на сцене Петербургской консерватории состоялось первое представление. Публика, заинтригованная слухами, ходившими по столице, набила зал до отказа. Это был больше, чем успех, это был триумф. В ходе танца, поразившего публику своеобразием и новизной, Ида сбрасывала одно за другим все семь покрывал. К концу танца на ней остались только нити крупных бус. Сделав последнее па, танцовщица замерла. Зал несколько секунд завороженно молчал, затем буквально взорвался.
Ее Саломея стала олицетворением зла, исходящего от женщины. Ида дебютировала в образе женщины-экзекутора, женщины-палача, изумившей кровожадностью самого Ирода. «Она явила этот танец публике, – сообщали репортеры, – самозабвенно, самоистязающе, самовлюбленно, в финале сбрасывая семь покрывал, оставаясь на сцене обнаженной и будто провозглашая грядущую революцию». В своей книге «50 великих женщин» Виталий Вульф и Серафима Чеботарь пишут: "Ида Рубинштейн была первой, кто внес в балет столь явную эротику, а не просто наготу. Критика билась в восторге."
Окрыленная премьерой, Ида решила предпринять попытку выступать в Париже. Там она купила особняк и принялась поражать французов эксцентричными выходками. Париж рукоплескал «Танцу семи покрывал», но ей этого было мало. Она познакомилась с Сергеем Дягилевым и вступила в его труппу. Дягилев имел особое чутье на артистов, способных поразить публику наповал. Результат – Фокин поставил балет «Клеопатра», в котором главная женская партия предназначалась Иде Рубинштейн. Балет был поставлен в очень короткие сроки. Его премьера состоялась в парижском театре Шатле 2 июня 1909 года, партнерами Рубинштейн были Анна Павлова в роли Таор и Михаил Фокин в роли Амуна, в небольших ролях выступали Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. И это самые яркие, признанные звезды балета, уже успевшие завоевать искушенную парижскую публику! Но Ида Рубинштейн не только не потерялась на их фоне, но и привлекла к себе необычайное внимание.
В 1910 году русский сезон в Париже открылся балетом «Шехерезада» по сценарию Александра Бенуа и Льва Бакста на музыку Николая Римского-Корсакова. Он тоже ставился для Рубинштейн – она исполнила партию Зобеиды. Великий Вацлав Нижинский, танцевавший вместе с ней, назвал Иду в этой роли совершенно бесподобной, хотя она, строго говоря, не столько танцевала, сколько принимала на сцене эффектные позы в эффектных туалетах. Совершенно неожиданно даже для Дягилева «Шехерезада» стала главным событием сезона в Париже. Она оказала сильнейшее влияние на Европу, вызвав необычайный интерес к восточной культуре и искусству.
Популярность Иды стала совершенно недосягаемой. Продолжая жить в Париже, она поддерживала особо тесную дружбу с Сарой Бернар, Марком Шагалом, Жаном Кокто, Андре Жидом, Вацлавом Нижинским. Рассорившись с Дягилевым, Ида решила создать во Франции собственный театр. Расходы Иду не смущали, ее невероятного богатства хватало на все.
Скандально известный писатель и сторонник идей итальянского фашизма Габриеле д’Аннунцио написал для Иды «Мистерию о мученичестве святого Себастьяна». Музыку к спектаклю написал Клод Дебюсси, декорации создал Лев Бакст. И снова невероятный и скандальный успех – который, по свидетельству очевидцев, был во многом вызван тем, что во время действия было совершенно невозможно понять, какого же пола исполнитель роли Себастьяна.
"Габриеле д’Аннунцио не смог устоять перед фантастической красотой и славой Иды – и почти сразу же они стали любовниками. Через некоторое время к ним присоединилась известная деятельница феминистического движения, художница Ромэйн Брукс, влюбившаяся сначала в Иду, а затем и в Габриеле. Некоторое время они открыто жили вместе, всюду появляясь втроем – в середине юношеподобная Брукс, с одной стороны – невероятно женственная, в фантастическом наряде Ида, с другой – Габриеле. И для Брукс, и для Иды это был невероятно плодотворный период – Ида ставила спектакли и снималась в фильмах по сценариям д’Аннунцио, Брукс рисовала свои лучшие портреты."
В 1928 году артистка организовала труппу «Балет Иды Рубинштейн». В нее вошли художник Александр Бенуа, танцовщик Леонид Мясин, балетмейстер Бронислава Нижинская. Спектакли ставили в здании парижской Гранд-Опера. Игорь Стравинский написал для Рубинштейн балет «Поцелуй феи». Но самым ярким из последних выступлений Иды Рубинштейн был танец «Болеро» на музыку французского композитора Мориса Равеля.
Равель задумал создать произведение, в котором чувствовался бы «народный мотив обычного испано-арабского рода». По задумке композитора сюжет должен был строиться вокруг темы ревности и настоящей испанской страсти. Он хотел, чтобы действие разворачивалось на открытом воздухе и героями массовых сцен стали заводские рабочие – аллюзия на оперу Жоржа Бизе «Кармен». Однако по замыслу Иды Рубинштейн в центре сюжета оказался танец главной героини. Она исполняла его на столе «барселонской таверны» в окружении 18 танцовщиц, вокруг стола теснились пирующие гуляки. «Болеро» прославило и труппу Иды Рубинштейн, и самого Равеля. Впоследствии Равель так говорил про свой балет: "Я написал всего лишь один шедевр – «Болеро». К сожалению, в нем нет музыки".
В числе поставленных труппой «Балет Иды Рубинштейн» спектаклей были: «Жанна д’Арк на костре» по П. Клоделю, «Амфион», 1929; «Семирамида», 1933; «Персефона», 1934; «Странствующий рыцарь». В последний раз Ида Рубинштейн вышла на сцену в 1938 году в оратории «Жанна д’Арк на костре». Когда немецкие войска оккупировали Париж, спасаясь от нацистов, она бежала в Лондон, где на свои деньги открыла военный госпиталь.
В Лондоне началась совсем другая жизнь. Работе в госпитале Ида отдавала все свое время. Бывшая светская львица сторонилась шумных сборищ, не пыталась завязать знакомств в высшем свете, отказывалась от контактов с прессой, не ходила в театры. После войны Ида, которая всю свою жизнь была более чем равнодушна к религии, приняла католичество. Некоторое время бывшая танцовщица работала переводчицей в ООН, пригодилось ее великолепное знание языков. Последние годы жизни она провела в одиночестве в маленьком городке Ванс на Французской Ривьере, где купила небольшой особняк. Ида Рубинштейн скончалась от сердечного приступа в 1960 году. Артистку похоронили согласно завещанию – полная тайна времени кремации и захоронения от всех. На ее могильном памятнике выгравированы лишь две буквы: I. R.
Далее ► Инесса Арманд
Главная ► Мода и история театра