История моды маски куклы костюма

Ляфлер Амьенский и пьеса на рождественский сюжет

История кукол и сценических масок Пикардии

Репертуар Ляфлера был обширен, он появлялся в любой пьесе, даже когда во время рождественских праздников играли пьесу «Рождество». Один из свидетелей рассказывает, как в театрах каботэнов разыгрывали этот евангельский сюжет:

Занавес поднимается. В яслях лежит Иисус. Святая Дева и Иосиф стоят около яслей. Все, что упоминается в Евангелии, находится на сцене: и звезда, и волхвы, пришедшие на поклонение с дарами. Здесь я узнал об одной вещи, не упоминаемой в Библии: оказывается, Ляфлер приходил в Вифлеем, чтобы поклониться яслям. Услышав, что на свет появился маленький бедный голенький ребеночек, Ляфлер растрогался до глубины души, и так как он знал, что в таких случаях обзаводятся хозяйством, решил подарить не злато, не ладан, не мирру, а кроватку из ивовых прутиков. Появление Ляфлера на сцене привело бы вас в восторг. Остановившаяся звезда указывает ему, что он пришел к месту, где родился младенец. Ляфлер стучит в дверь. Ему открывает Святой Иосиф. «Простите, мсье, это у вас появился на свет Иисус, дитя нашего доброго Бога?» – «Да»,– отвечает Иосиф. «Видите ли,– продолжает Ляфлер,– я узнал, что он лежит на соломе, прямо на земле, а время сейчас не очень жаркое, вот я вам и принес ивовую кроватку моих сыновей. Она, правда, не совсем новая, видите ли, лето было очень жаркое, вот ее малость и источили жучки, да засидели блохи, мы ее обжигали керосином и немного сожгли. Очень сожалею, что у меня нет лучшего подарка, но лучше уж такой, чем ничего».– «Благодарю вас,– отвечает Святой Иосиф (как и Ляфлер, он говорит на местном пикардийском наречии),– Бог вас вознаградит!»

Ляфлер входит в хлев. Он просит разрешения поцеловать новорожденного, берет его на руки: «Ах, Боже мой! Как он улыбается! Я нес стаканчик вина, чтобы тебя угостить, бедный мой малыш, но как-то случайно его выпил по дороге... Ой, он заплакал! Скорее, Святая Дева, дайте ему капельку молока!» – Ляфлер передает Святой Деве младенца, который утешен видом ее пышной груди. В то время, как Святая дева кормит младенца, Ляфлер просит королей помочь ему приготовить постель для новорожденного. У них ничего не получается, и Ляфлер ворчит: «Ну, можно ли быть королем, если не умеешь даже постели приготовить! Ах, Боже мой! Я всегда говорил, что лучшие места отдают тем, кто ничего не умеет делать!...»

Но вот является ангел. Он извещает собравшихся о том, что Ирод послал солдат, которые должны умертвить Иисуса. «Пусть только сунутся! Я им таких тумаков надаю! Закройте вашу дверь, Святая Дева, я буду вас охранять. И пожалуйста, не пугайтесь, ваше молоко свернется, у бедного малыша начнутся колики».

Разумеется, пьеса оканчивалась тем, что Ляфлер изгонял солдат Ирода.

В XIX столетии в Амьене процветало множество театриков Ляфлера, но в начале XX веке они стали один за другим закрываться. Накануне второй мировой войны Ляфлер выходил на сцену уже только в одном театрике, но и он продержался недолго. Как и многие другие народные кукольные герои, Ляфлер ушел в историю своего народа. Там он оставил глубокий след – кто бы ни занимался французским театром кукол или пикардийским фольклором, не может пройти мимо этой яркой страницы прошлого французского кукольного театра.

Далее ► Креши южнофранцузские

Главная ► Мода и история театра