История кукол и сценических масок Пикардии
Репертуар Ляфлера был обширен, он появлялся в любой пьесе, даже когда во
время рождественских праздников играли пьесу «Рождество». Один из свидетелей
рассказывает, как в театрах каботэнов разыгрывали этот евангельский сюжет:
Занавес поднимается. В яслях лежит Иисус. Святая Дева и Иосиф стоят около яслей.
Все, что упоминается в Евангелии, находится на сцене: и звезда, и волхвы,
пришедшие на поклонение с дарами. Здесь я узнал об одной вещи, не упоминаемой в
Библии: оказывается, Ляфлер приходил в Вифлеем, чтобы поклониться яслям.
Услышав, что на свет появился маленький бедный голенький ребеночек, Ляфлер
растрогался до глубины души, и так как он знал, что в таких случаях обзаводятся
хозяйством, решил подарить не злато, не ладан, не мирру, а кроватку из ивовых
прутиков. Появление Ляфлера на сцене привело бы вас в восторг. Остановившаяся
звезда указывает ему, что он пришел к месту, где родился младенец. Ляфлер стучит
в дверь. Ему открывает Святой Иосиф. «Простите, мсье, это у вас появился на свет
Иисус, дитя нашего доброго Бога?» – «Да»,– отвечает Иосиф. «Видите ли,–
продолжает Ляфлер,– я узнал, что он лежит на соломе, прямо на земле, а время
сейчас не очень жаркое, вот я вам и принес ивовую кроватку моих сыновей. Она,
правда, не совсем новая, видите ли, лето было очень жаркое, вот ее малость и
источили жучки, да засидели блохи, мы ее обжигали керосином и немного сожгли.
Очень сожалею, что у меня нет лучшего подарка, но лучше уж такой, чем ничего».–
«Благодарю вас,– отвечает Святой Иосиф (как и Ляфлер, он говорит на местном
пикардийском наречии),– Бог вас вознаградит!»
Ляфлер входит в хлев. Он просит разрешения поцеловать новорожденного, берет его на руки: «Ах, Боже мой! Как он улыбается! Я нес стаканчик вина, чтобы тебя угостить, бедный мой малыш, но как-то случайно его выпил по дороге... Ой, он заплакал! Скорее, Святая Дева, дайте ему капельку молока!» – Ляфлер передает Святой Деве младенца, который утешен видом ее пышной груди. В то время, как Святая дева кормит младенца, Ляфлер просит королей помочь ему приготовить постель для новорожденного. У них ничего не получается, и Ляфлер ворчит: «Ну, можно ли быть королем, если не умеешь даже постели приготовить! Ах, Боже мой! Я всегда говорил, что лучшие места отдают тем, кто ничего не умеет делать!...»
Но вот является ангел. Он извещает собравшихся о том, что Ирод послал солдат,
которые должны умертвить Иисуса. «Пусть только сунутся! Я им таких тумаков
надаю! Закройте вашу дверь, Святая Дева, я буду вас охранять. И пожалуйста, не
пугайтесь, ваше молоко свернется, у бедного малыша начнутся колики».
Разумеется, пьеса оканчивалась тем, что Ляфлер изгонял солдат Ирода.
В XIX столетии в Амьене процветало множество театриков Ляфлера, но в начале XX веке они стали один за другим закрываться. Накануне второй мировой войны Ляфлер выходил на сцену уже только в одном театрике, но и он продержался недолго. Как и многие другие народные кукольные герои, Ляфлер ушел в историю своего народа. Там он оставил глубокий след – кто бы ни занимался французским театром кукол или пикардийским фольклором, не может пройти мимо этой яркой страницы прошлого французского кукольного театра.
Далее ► Креши южнофранцузские
Главная ► Мода и история театра