Народные театрики-креши на юге Франции
У итальянских презепио также появилось французское продолжение. Французы
называют ясли «крешами», и слово «крешь» стало обозначать особый вид кукольного
театра, произошедшего от церковных скульптурных иллюстраций евангельского
рассказа о рождении младенца Иисуса. Светские народные театрики-креши развились
на юге Франции, в основном в Провансе. В Ницце они даже не изменили итальянского
названия – «презепио». Описания крешей начинаются, к сожалению, лишь с конца
XVIII века, когда они уже очень далеко ушли от своих истоков, превратились в
развлекательное и вполне мирское зрелище. Только пьеса «Рождество», исполняемая
во время соответствующего праздника, да название напоминали о религиозном
прошлом'этого театра. В XIX столетии сцену-ящик заменили сценой-ширмой, за которой
стояли кукловоды, управлявшие куклами, насаженными на стержень, а в репертуаре
пестрят такие названия, как «Дыра на Луне», «Юпитер и нимфа», «Баранья ножка»,
«Дитя Марии Стюарт», «Ослиная шкура», «Спящая красавица», «Сироты моста
Богородицы», «Зеленый дьявол», «Селико, или Маленький негр», «Али-Баба и сорок
разбойников», «Корневильские колокола», «Дочь мадам Анго», «Переход солдатами
империи через Сен-Бернарский перевал». В этих театрах сильно развилась
механизация, которая привела к форме представлений, называвшихся в России
«механическим театром».
Воспользуемся случаем и попробуем проследить путь перерождения церковных «яслей»
в светский народный кукольный театр. По преданиям римской церкви, ясли, о
которых говорится в Евангелии, якобы сохранились, были перевезены в VII столетии
в Рим, заключены в серебряный ковчежец и спрятаны в подземной галерее одного из
храмов. Раз в году, в праздник Рождества, их выставляли перед верующими для обозрения.
Первое литературное упоминание о воспроизведении вифлеемских яслей содержит
жизнеописание Франциска Ассизского (основателя известного монашеского ордена
францисканцев): там можно прочесть, что, покидая Рим, Франциск наказал своим
приверженцам устроить на Рождество миниатюрную копию кормушки с лежащим в ней
младенцем и персонажами евангельского рассказа и что с тех пор францисканские
монахи взяли за правило изготавливать на Рождество подобные копии. В средние
века в католических церквях вошло в ритуал на время рождественских праздников
выставлять деревянный ящик. В центре этого ящика помещались маленькие ясли, в
них на солому клали куколку младенца. Над яслями укреплялась позолоченная
звезда. Рядом с яслями расставляли коленопреклоненные фигурки Марии и Иосифа,
пастухов, по бокам или сзади – вола и осла, символизирующих хлев. Весь ящик
украшали листьями и мхом. В День Королей добавляли к этой группе фигурки
царей-волхвов (День Королей в календаре православной церкви соответствует Крещению).
Со временем укоренился обычай ставить ящики-креши на Рождество и дома. Ставили
их обычно в парадной комнате, где собиралась вся семья. Домашние креши тоже
убирали листьями и мхом, только фигурки в них были поменьше, победнее и попроще
церковных. Вечером внутренность ящика-креши освещали свечками, и вся семья,
особенно ребятишки, наслаждалась зрелищем этого неподвижного театра.
Выход крешей за пределы церковного алтаря, приход их в дома простых людей повлекли развитие особого промысла – изготовления фигурок – сантонов – для домашних рождественских крешей (сантон значит по-французски «маленький святой»). Занимались этим побочным ремеслом крестьяне, городская беднота. В канун Рождества над изготовлением сантонов трудились целыми семьями. Продавали фигурки на специальных ярмарках. В Марселе ярмарка сантонов сохранилась до XX века. Она открывалась 10 декабря и действовала до 6 января (до Дня Королей). На ярмарки свозили тысячи фигурок, разных и по величине, и по мастерству, и по цене. Одежда сантонов отражала народные представления о моде и красоте, образцы брались из окружающей жизни: пастухи и крестьяне были одеты как простые провансальцы, святое семейство – как знатные дамы и господа. Так, сохранились фигурки Марии в платье с фижмами, а Иосифа – в башмачках на высоких красных каблуках.
Далее ► Кукольный театр Креши на юге Франции
Главная ► Мода и история театра