После революции марионетки почти совсем ушли из практики советских кукольников – они предпочитали играть с перчаточными куклами, а позднее, с 30-х годов, в советские кукольные театры прочно вошла, вытеснив все остальные, тростевая кукла (кукла, которая управляется снизу, из-за ширмы, но, в отличие от перчаточной, не пальцами актера, а тросточками, создающими жесты ее рук). Однако в наши дни интерес к марионетке снова просыпается, наши кукольники снова пытаются овладеть искусством управления самой сложной, но такой завораживающе-чудесной в умелых руках куклой.
Спектакль «Путешествие купца в Ад» записал по памяти Иван Финогенович Зайцев, петрушечник, марионеточник, фокусник и чревовещатель, 70 лет. Эту пьесу он играл с Анной Дмитриевной Тригановой марионетками в 1900-х годах по разным городам и по ярмаркам.
ПУТЕШЕСТВИЕ КУПЦА В АД
СОН НАЯВУ, ИЛИ МИР ФАНТАЗИИ
1-я сцена происходит в комнате. Две двери, направо и налево. В середке два окна.
Два стула и диван. Настенные часы показывают 12.
2-я сцена происходит в саду. Подземелье в виде грота. Во время действия
посредине сцены в задней занавеси появляется большая голова, у которой во рту
горит пламя.
3-я сцена – апофеоз. Четыре вертящиеся колонны сзади сцены и посредине
вертящиеся хромоскопы (оптические приборы для получения цветного изображения с
помощью различно окрашенных светофильтров). Сцена кругом иллюминирована
маленькими разноцветными лампочками. На авансцене по бокам два лебедя. Четыре
ряда кисеи подымаются для изображения тумана, и в конце подымается елочный дождь
позади кисеи. Опущающие крылья сверху раскрываются над облаками, и в них
появляется гений, опускается сверху.
Сцена первая
С и д о р ы ч. Время позднее. Надо прибрать немножко, а то скоро благодетель
придет. (Начинает стирать пыль.) Наверно он того, подшофе. Если веселый, ну, еще
ничего. Ну, а если злой, то первая плюха влетит Сидорычу.
(За кулисами кричит купчиха.)
Купчиха. Сидорыч, а Сидорыч! Где ты, Сидорыч?
Сидорыч. Убираюсь, благодетельница. Надо немножко прибрать.
Купчиха. (Входит на сцену купчиха. Вздыхает.) А-а-ха-ха. Уж 12 часов, а мово
мужа нет как нет. Сидорыч! Хотя бы ты пошел где отыскал его.
Сидорыч. Эх, благодетельница, да разве теперь его где найдешь. Из одного
ресторана небось в другой – попробуй за ним побегай.
(Стук.)
Купец. (За кулисами.) Эй, вы, черти, отпирайте. Где вы там пропали?
Купчиха. Надо уходить – пойду. (Уходи т.)
Сидорыч. Надо и мне удирать, а то первая плюха сейчас попадет Сидорычу.
(Уходит. Входит купец.)
К у п е ц. Эй вы – все попрятались? (Садится на стул.) Сидорыч! Сидорыч!
(Сидорыч вбегает и падает.)
Купец. Что с тобой?
Сидорыч. Благодетель! Когда вы закричите, со мной постоянно так случается. Что
прикажете, благодетель?
Купец. Ты знаешь, Сидорыч, помнишь, ты мне хотел знахаря какого-то доставить,
который бы меня отправил на тот свет?
Сидорыч. Что вы, благодетель, ведь туда еще ни одна железная дорога не прошла,
ни один извозчик не повезет ни за какие деньги.
К у п е ц. Ну ты, слушай – если хочешь на чай получить, так иди отыщи, а не
хочешь, то плюху в морду.
Сидорыч. Сейчас, благодетель, сейчас. За ваш капитал, за ваши денежки что
хотите, все можно сделать. (В сторону.) С ним, кажется, белая горячка, надо
позвать доктора.
(Уходит в выходную дверь. Купец засыпает, храпит. Маленькая пауза. Входит
Сидорыч с доктором.)
Сидорыч. Потихоньку, доктор, потихоньку. Здесь он, спит.
Купчиха. (Входит купчиха. Доктору.) Доктор, хотя бы вы что-нибудь с ним сделали.
Пьет запоем.
Доктор. Он спит. Надо разбудить.
Сидорыч. (Будит.) Благодетель, а благодетель!
Купчиха. Нет уж, доктор, решите уж так как-нибудь.
(Доктор подходит к купцу с пузырьком.)
Доктор. Нужно дать ему понюхать хлороформу. Он проспит трое суток. С ним, кажется, белая горячка
(Купец вскакивает и дает ему по морде. Доктор падает. Купец садится опять и
засыпает.)
Доктор. Не трогайте его, дайте поко-о-ой...
Купчиха. У-у-у, старый. Хоть напоследках я б тебе всю бороду выдрала бы.
(Занавес.)
Сцена вторая
(Ад. Сверху летят Сидорыч и купец – кричат: «Ай-ай-ай-ай!»
Падают и лежат. Пауза.)
Купец. (Встает.) Сидорыч, вставай! (Подымает его.)
Сидорыч. Что, благодетель?
Купец. Вставай, тебе говорят.
(Сидорыч встает.)
Купец. Сидорыч, поди-ка погляди-ка, нет ли здесь хорошего буфета, мамзюлек,
чтобы нам попрыгали.
Сидорыч. А куда мы с тобой, благодетель, попали?
Купец. Куда, куда? Конечно, в гостиницу.
Сидорыч. Какой тебе в гостиницу – к чертям в кузницу. Смотри, как здесь жарко.
Купец. Ну, ты поди-ка посмотри-ка, а тогда мне скажешь.
Сидорыч. (Ходит, смотрит. Кричит.) Благодетель!
Купец. Ну что?
Сидорыч. Стоит столб, да еще с надписью.
Купец. Ну, читай, что написано.
Сидорыч. «Дорога вечного света и дорога в вечную тьму». Я говорил тебе, что
попались мы с тобой.
(Сверху, с левого угла от публики, спускается Мефистофель.)
Мефистофель. (Кресчендо, хроматическая гамма.) А-а-а-а! Вы сюда пожаловали? Мало
вам было на земле – и здесь не даете мне покоя со своими безобразиями!
Купец. А ты кто такой здесь будешь? Буфетчик или хозяин?
Мефистофель. А-а-а-а!
К у п е ц. А ты не кричи – я твоего ведь крику не боюся, не пожалею капитала,
весь буфет твой к черту разбросаю!
М е ф и с т о ф е л ь. А, ты стал возвышать свой голос! Ах вы, самодуры! Сейчас
я вам покажу
муки и мытарства подземного царства! Явитесь вы ко мне, подвластные фурии и
черти, и потешьте этих самодуров!
(Гром, сверкает молния, поднимается клапан, и в заднем занавесе появляется
пламя. Является балет чертей.)
Купец. Ты вздумал меня стращать? Нет, голубчик, шалишь! Сидорыч!
Сидорыч. (Напуганным голосом.) Б-б-б-благодетель, не могу.
(Занавес.)
Сцена третья
(Перед задней занавесью апофеоз. Четыре колонны наискось разрезаны и вставлены
парами одна в другую. Колонны в каждой паре вертятся в разные стороны. Купец и
Сидорыч лежат посреди сцены. Музыка играет адажио. Подымаются туманы по одной
кисее – спереди. Потом дождик. Сзади вертится хромоскоп. Спускается Гений в
облаках, раскрываются крылья.)
Гений. Хотя они много делали на земле разного безобразия, но и много добрых дел,
и надобно их отсюдова доставить на землю.
(Подымается.)
Сидорыч. (Лежит, толкает ногой купца и потихоньку говорит.) Благодетель, а
благодетель!
Купец. Лежи, спи.
(Маленькая пауза. Гений второй раз спускается.)
Гений. (Решительно и протяжно.) Обязательно надобно их доставить на землю.
Сидорыч. (Кричит.) Благодетель! Благодетель! Чтой-то сверху сейчас спускалось и
предсказывало нам недоброе.
(Оба встают.)
Купец. Ну, ты, Сидорыч, посмотри-ка здесь, нет ли мамзюлек, чтобы нам попрыгали.
Ты знаешь, я не пожалею своего капитала – напоследках повеселимся.
Выбегает от заднего занавеса балетчица и начинает танцевать с венком в руках.
Потом выходит с обеих сторон балет. Играют балетную польку и танцуют.
Далее ► Воспоминания кукольника Бромфейна
Главная ► Мода и история театра