История моды маски куклы костюма

Куклы-марионетки в России

Марионетки, видимо, начали попадать в Россию в первой половине XVIII веке, их привозили кукольники из европейских стран. Мода на этот вид представлений зарождалась скорее всего после смерти Петра Великого, который не слишком жаловал артистов этого разряда, считая их представления пустой забавой. Но в царствование Анны Иоанновны (1730–1740) отношение к ним меняется. Европейские марионетки все чаще пересекают границы России, столичные газеты не гнушаются печатать о них объявления и даже помещают в 1733 году специальную статью, объясняющую, что этих кукол «тонкими проволоками обращать можно, и таким способом все движения человеческого тела изобретаются. Хотя речи кукол от скрытых позади театра людей произносятся, однакож оное насилу приметить можно. Такие кукольные игры есть великое удовольствие и удивление в смотрителях произведут. Многие действия показать можно, к которым живые персоны весьма не способны. Можно ими удивительнейшие образы людей, редко виданные уроды, смертельные убийства и другие сим подобные вещи очень легко изъявлять...»

На первых порах этих неизвестных в России кукол называют «выпускными», но вскоре в русский язык входит слово «марионетка». Так, уже в одном из объявлений, напечатанных в «Санкт-Петербургских ведомостях» за 1743 год, некий Мартин Ниренбах извещает публику: «Чрез сие чинится известно, что находящийся здесь комедиант Мартин Ниренбах по понедельникам и четвергам пополудни в начале шестого часа продолжать имеет марионетовы итальянские комедии...»

Но термин в это время еще не очень укоренился, судя по тому, что в объявлении, напечатанном два года спустя, какой-то другой кукольник приглашает на представление «выпускных» кукол в «Большой Морской недалеко от Синего моста» и обещает, что он будет играть комедии. Однако во второй половине XVIII столетия термин «выпускные куклы» окончательно уступает место термину «марионетка». По найденным объявлениям, по сохранившимся афишам выясняется репертуар заезжих марионеточников.

В первые годы царствования Анны Иоанновны немецкие кукольники распространяют по Петербургу афишу, в которой сообщают, что «смотрения достойные комедии играть будут», и называют пьесы: «О преступлении прародителей Адама и Евы», «О целомудренном Иосифе от Сересы зело любимом», «Распятие Христово», «О короле Агасфере и королеве Есфири», «О житии и смерти Дон Жуана, или Зерцало злочинной юности», «О принце Флориане и прекрасной Банцефории», «О житии и смерти мученицы Доротеи», «О короле Адмете и силе великого Геркулеса».

В 1743 году «итальянские комедии» играет, как уже упоминалось, Мартин Ниренбах. В 1761 году некий Сергер (Заргер?) играет «Доктора Фауста» и «Храбрую и славную Юдофь». В 1776 другой иностранец приглашает посмотреть «Хромого беса» с балетом «Рождение Купидона», а также «Бабьи сплетни» с балетом «Карнавал Венедиг» («Венецианский карнавал») и «Купца Смирну» с балетом «Ревность трех любовников». Читая эти названия, нельзя не вспомнить итальянскую традицию, в которой разговорная пьеса обязательно завершалась балетом.

Далее ► Марионетки на русской сцене

Главная ► Мода и история театра