История моды маски куклы костюма

Лидия Коренева

Лидия Михайловна Коренева, русская советская актриса, знаменитая своими ролями в МХТ в период с 1904 года по 1920. Только начав обучение в школе-студии МХТ, она уже была занята в спектаклях. Звание народной артистки РСФСР получила в 1938 году. Звания лауреата Сталинской (Государственной) премии СССР второй степени была удостоена в 1952 году. Лидия Михайловна Коренева родилась 19 (31 июля) 1885 года в Тамбове в семье потомственных дворян, потерявших практически все свое состояние. В 1901 году после ссоры с родителями совсем еще юной девушкой уехала в Москву.

Лидия Коренева

Как пишут в книге «50 великих женщин» Виталий Вульф и Серафима Чеботарь: "Лида была хорошо образована, знала несколько языков, а главное, благодаря своему происхождению она обладала изысканностью манер, врожденной элегантностью, внутренним благородством и чувствительностью. Благодаря своей неординарной внешности – Коренева обладала редкостной красоты лицом и идеальной фигурой, – а также врожденному вкусу она быстро нашла себе место в магазине «Мюр и Мерилиз» – крупнейшем московском универсальном магазине той поры (теперь это знаменитый ЦУМ)."

В Москве в недавно открытом Художественном театре в то время играли самые интеллигентные актеры, ставились самые передовые пьесы, использовались новаторские приемы постановки. Лидия Коренева стала ходить на спектакли Художественного театра – и навсегда полюбила его. В 1904 году она была принята в школу МХТ. Вместе с Кореневой учились Любовь Косминская и знаменитая в будущем актриса Алиса Коонен. С учащимися занимались кроме Немировича-Данченко многие ведущие актеры Художественного театра – Ольга Книппер, Василий Качалов, Иван Москвин, сам Константин Сергеевич Станиславский. В том же году Лидия Коренева и вступила в труппу (первые роли – Ксения, «Борис Годунов»; Вода в «Синей птице»; Марья Антоновна, «Ревизор»).

Две роли, сыгранные в 1909-1910 годах, выдвинули Кореневу в первый ряд молодых актрис МХТ: Верочка в «Месяце в деревне» и Лиза Хохлакова в «Братьях Карамазовых». Собственно, роль Верочки в постановке «Месяц в деревне» Тургенева стала ее настоящим триумфом. Многочисленные рисунки художника Мстислава Добужинского сохранили облик Кореневой в тургеневском спектакле: профиль на фоне дальнего усадебного пейзажа с тревожными облаками над белой беседкой, лицо мечтательное, твердое, простоватое и одновременно изысканное.

"Премьера спектакля «Месяц в деревне» состоялась 9 декабря 1909 года. Успех был громадный. Станиславский играл Ракитина, Наталью Петровну – Ольга Книппер, Верочку – Коренева. Великая Мария Николаевна Ермолова после премьеры отзывалась о спектакле с восторгом: «Дивная, идеальная постановка!» Кореневу хвалили больше всех из исполнителей. Она стала по-настоящему знаменитой. Почитателей у нее, красивой женщины и талантливой актрисы, было несметное количество. Добужинский не пропускал ни одного ее спектакля, продолжал писать ее портреты; ее рисовал Сомов; Бакст был покорен ею; Александр Блок восхищался ее красотой и талантом. Коренева пленяла необыкновенной естественностью, мягкостью и молодостью. В ней была загадочность и удивительная красота. И, как впоследствии писал Добужинский, «исключительный драматический талант»."

Лидия Коренева в роли Лизы Хохлаковой
Лидия Коренева в роли Лизы Хохлаковой
в «Братьях Карамазовых»
Лидия Коренева в роли Верочки
Лидия Коренева в роли Верочки
в спектакле «Месяц в деревне»

Актерская возбудимость Кореневой пленяла на сцене, но в жизни те же свойства сделали ее - по слову В. В. Шверубовича – самой капризной и вздорной актрисой в истории МХТ. По эпистолярии и записным книжкам Станиславского видно, как трудно было подчинить этот характер этическим нормам общего театрального дела. Когда в середине 30-х годов Михаил Булгаков работал в Художественном театре над постановкой своих пьес («Дни Турбиных», «Мольер»), у него совершенно не сложились отношения с Кореневой как в служебном, так и чисто в человеческом плане. Некоторые черты Кореневой затем были саркастически пародированы писателем в «Театральном романе» в образе истерически преданной Ивану Васильевичу актрисы Независимого театра Людмилы Сильвестровны Пряхиной.

Почти все роли Кореневой связаны с классическим репертуаром (Марья Антоновна, «Ревизор», 1908; Сольвейг, «Пер Гюнт», 1912; Аня, «Вишнёвый сад», 1912; Елецкая, «Нахлебник», 1912; Доримена, «Брак поневоле», 1913; Ада, «Каин», 1920; Ирина, «Три сестры», 1922; Зинаида, «Дядюшкин сон», 1929; Софья Ивановна, «Мёртвые души», 1932; и др.). В 1936 году в пьесе «Мольер» Булгакова Лидия Коренева сыграла роль Мадлен Бежар. Принимала участие в последней учебной работе Станиславского – Эльмира в «Тартюфе» (1939). Список ее ролей заключают продавщица кружев из первой картины «Кремлевских курантов» (1956) и ввод в «Анну Каренину» – графиня Вронская (1957). В годы Великой Отечественной войны единственная из всего актерского состава МХАТ, она осталась в эвакуированной Москве, чтобы ухаживать за тяжело больной М. П. Лилиной – вдовой К. С. Станиславского. Лидия Михайловна Коренева умерла 2 июля 1982 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

В книге «50 великих женщин» Виталия Вульфа и Серафимы Чеботарь сообщается: "Как она жила оставшиеся ей 25 лет после ухода из театра, почти никто не знает. Одинокая, всеми забытая и покинутая, она жила тем, что продавала подаренные ей когда-то картины Добужинского, Бакста, Сомова, Бенуа…
В 1982 году в театре раздался телефонный звонок, и незнакомый голос сообщил, что умерла Коренева. Ей было 97 лет. Когда из театра пришли к ней домой, обнаружили разграбленную, опустошенную квартиру с голыми стенами. Куда исчезла ее коллекция живописи, ее драгоценности, другие вещи – неизвестно до сих пор."

Далее ► Алла Назимова

Главная ► Мода и история театра