Из писем Григория Константиновича Нурикова.
Летом 1961 года во время гастролей Центрального театра кукол в Краснодаре на имя
директора и художественного руководителя театра Сергея Владимировича Образцова
пришло письмо:
«Уважаемый гражданин Образцов! Прошу вас сообщить мне, работали ли вы в царское
время в Ленинграде в Зоологическом саду, в кукольном театре Шимбора. Если да,
то мы друзья детства. Я дома весь день, и жду к себе. Мы работали вместе, если
вы то лицо и работали там. Остаюсь с приветом. Гриша Нуриков. 19.VI.1961.».
С. В. Образцов передал это письмо Андрею Яковлевичу Федотову, заведовавшему в то
время музеем театра. Андрей Яковлевич тотчас ответил, и завязалась переписка, в
которой Нуриков рассказал о своей работе у Шимбора.
По рассказам хозяина Г. К. Нуриков знал, что Карл (вероятно, Шарль) Шимбор родился в Париже в 1852 году. Похоронив отца, начал работать с уличным кукольником – вертел ручку шарманки. Когда хозяин умер, куклы и шарманка остались у Шарля, и он стал выступать самостоятельно. Разъезжал по Франции, потом по другим странам, в 1902 году приехал в Петербург. Снял балаган в Зоологическом саду. Попросил у владельца балагана двух расторопных мальчиков, и тот рекомендовал ему Гришу Нурикова и Сережу Образцова, работавших в другом большом балагане, где живые актеры разыгрывали разные «феерии». Мальчики выступали там в роли статистов, получая по 40 копеек за вечер.
«Мы стали работать, вернее, Шимбор начал нас учить обращаться с
куклами. Через месяц мы работали самостоятельно.
Сцена, вернее, театр, был деревянный, шириной шагов двенадцать, длиной шагов
пятнадцать. Вышина метров шесть, но задняя стена была выше, так как за ней работали с куклами. Сцена изображала цирк или
лес, смотря по тому, что шло.
Куклы были ростом примерно один метр – метр с четвертью. Руки были мягкие, т. е.
гнулись в локтях. В плечах были шарниры. Ноги были деревянные, на подметках был
свинец, чтобы вы чувствовали, что кукла стоит на полу. Голова была на
шарнирах – чтобы ворочалась. У куклы были веревочки: одна – от головы, две – от
рук, две – от ног; они прикреплялись у пальцев. Всего пять веревочек. Но
было и семь веревочек – это у кукол, которые танцевали. Куклы могли ходить,
танцевать, ложиться, сидеть, вставать на колени и на голову. Сам Шимбор
хорошо играл на балалайке, гитаре, гармонике, рояле, на ксилофоне; он был
большой артист, любил свое дело, в его руках кукла была живой и чувствовала его
силу и власть. Он всегда был веселый, добрый, отзывчивый и очень много помогал
бедным. Его жена играла на рояле и ксилофоне.
Мы работали ежедневно. В три часа дня – «Петрушка». В шесть часов вечера – «Куклы». В праздники давали три представления: в час дня «Петрушку», в три и шесть вечера – «Куклы». Шимбор платил нам так: в будни 1 р. 50 коп., в праздники – 5 руб. Вообще каждый из нас меньше 60 рублей в месяц не имел. И еще мы получали от владельца балагана 12 руб. Так что жить было можно хорошо, не нуждаясь. Работали летом в Зоологическом саду. С апреля по 15 сентября. Зимой – на ярмарках, на выставках, на Рождество – в Михайловском манеже на елке, там же на Масленой неделе и на Пасху. Выступали в школах и воинских частях. Зимой получали мы 50 рублей в месяц.
Я работал у Шимбора с 1902 по 1914 год. Ушел на фронт и вернулся
в конце 1916 года раненым. Он уже не работал, в 1915 году похоронил жену, она
умерла от тифа.
И вот 1 марта 1917 года дорогого дяди Карла не стало. Мы с Сережей Образцовым
похоронили его на Смоленском кладбище. Кукол он завещал нам, но я не взял, а
отдал Сергею – почему я (и) написал т. Образцову, думал, что это мой Сергей, но
вышло не так – я потерял теперь все и навек.
5 февраля мне исполнится 74 года, и я одинок и беден, но я счастлив тем, что вы
дали мне возможность вспомнить дорогих мне лиц моей молодости, моего счастья.
Мои мечты: попасть в Ленинград на могилу дорогих мне дяди Карла и тети Матильды,
поцеловать их могилу и после можно было убраться самому подобру-поздорову.
ПРОГРАММА КУКОЛ.
1. Наездник на лошади.
2. Два жонглера с мячами, с кольцами, с тарелками.
3. Две собачки (прыгали через барьер и танцевали).
4. Два акробата с лестницами.
5. Два медведя на шарах и бочке (танцевали).
6. Акробат на трапеции.
7. Два акробата на одном велосипеде.
8. Два клоуна (сначала шутки, потом играли на ксилофонах).
9. Воин бился с драконом и убивал его.
10. Ад (здесь было много чертей и змей).
Вот, пожалуй, и все...
Приписка:
«Я забыл вам написать, что после смерти Шимбора я с Сергеем нашли в сундуке у
него 80 разных кукол в костюмах разных наций. Куклы изображали балерин,
акробатов, воинов и разных животных – быков, тигров, львов, обезьян и других.
Уважающий вас с приветом Нуриков».
Далее ► Рождественский театр
Главная ► Мода и история театра