История моды маски куклы костюма

Рождественский театр


Во Львове в одном из старинных зданий в семидесятые годы XX века (ещё во времена СССР) располагался музей по истории религии (сохранился ли он – неизвестно). В его залах было много любопытного, но самым интересным с точки зрения историка театра кукол был выставленный в одной из витрин ящик без передней стенки – в нем вы видели все, что полагается изображать в рождественских «презепио», или «яслях»: пастухов, и Марию с Иосифом, и младенца, лежащего на соломке в деревянном корытце-кормушке, и звезду, и волхвов, и множество других фигурок, идущих поклониться новорожденному. Все было до мельчайших деталей тщательно отделано, вырезано, вылеплено, приклеено. Дно ящика изображало холмистую местность, среди зеленых лугов стояли белые домики, росли кусты, деревья и т. д. Изучая материалы по рождественскому театру дореволюционной России, встречаешь описание, очень похожее на то, что представлялось в львовских музейных «яслях».

Вот оно: «На первом плане фигурка Иисуса, сбоку Мария и Иосиф, склонившиеся над колыбелью в позе, выражающей высшую степень любви и удивления. Вверху летающие ангелы и как бы воспевающие «Gloria in excelsis Deo» («Слава в вышних Богу!»). В некотором отдалении один от другого пастухи, стоящие на коленях перед родившимся младенцем и подносящие ему дары: один барашка, другой козленка. Далее в глубине – пастушки и поселяне. Одни пасут стада, другие спят, третьи спешат к вертепу, таща на плечах баранов и козлов. Тут можно видеть людей разных положений и занятий: бар в каретах, шляхту и мещан пешком, мужиков, везущих на базар дрова, хлеб, сено, прогоняющих волов, пашущих землю, продающих хлеб, женщин, доящих коров, трех королей с дарами, в сопровождении многочисленной свиты придворных и прислуги, персов, арабов, негров, скороходов, конюхов, ведущих лошадей под богатыми попонами, слонов, верблюдов; также разного рода войска конные и пешие, толпы негров и белых людей, палатки, пушки, полки гусарские, кирасирские, уланские, казацкие, рейтарские, венгерские и разные другие».

Хранящиеся во Львовском музее западноукраинские ясли не выглядели старыми, из чего можно заключить, что обычай католической церкви дожил в этих краях почти до середины XX века. В западных областях Российской империи, где преобладающей религией был католицизм, встречалась и более развитая, более театрализованная форма рождественского театра. Среди польского населения она называлась «шопкой», у белорусов – «батлейкой», а на Украине – «вертепом». «Шопка» – от «шопа», что значит «навес», «хлев в виде навеса»; «Батлейка» – искаженное название города Бэйт Лэхэма, или в русском произношении – Вифлеема; «вертеп» – на старославянском «пещера»; последнее название объясняется, видимо, тем, что Бэйт Лэхэм расположен в горах, в древности жилища и хозяйственные помещения вырубались в виде пещер на скалистых склонах; по Евангелию от Луки, Мария родила Иисуса в пещере, служившей хлевом для скота; позднее над этим местом возвели храм, который стоит и сегодня, в нем по крутой лестнице можно спуститься в легендарную пещеру.

Эти рождественские представления распространились и среди православного населения Белоруссии и Украины; выходцы из Украины занесли их еще дальше на восток, вплоть до Сибири. Однако в Центральной России и за Уралом этот театр не приобрел широкой популярности. В русском языке его всегда называли украинским словом «вертеп».

Далее ► Театр Шопка

Главная ► Мода и история театра