Мода на механические театры в России была недолгой, один из последних таких
театров застал С В. Образцов в Москве.
«В 1924 году на Сретенском бульваре я
видел маленький балаганчик. В нем какой-то человек, по виду крестьянин или
мастеровой, вероятно, очень талантливый и изобретательный, сделавший все своими
руками, показывал механических кукол. Сцена его представляла стол, вокруг
которого можно было ходить. На столе стояли куклы. Показывающий вертел ручку
сбоку стола, и куклы двигались – пахали, сеяли, косили, жали. Все привода были
невидимы и находились под столом. Ритм движения кукол был не общий, а разный для
каждой куклы. Сделано было все с большим юмором, и я до сих пор помню, как
косарь, прерывая косьбу, останавливался, чтобы поточить косу, и оборачивался на
сидящих у стога девушек, а они поглядывали на него и щелкали семечки».
Из воспоминаний И. А. Зайцева о механическом театре итальянца Тарвита.
На Болоте же был и механический театр Тарвита, в котором я работал. Размером театр был три
аршина длины и ширины двенадцать аршин. Публики бывало человек двести. Работали
с 12 часов дня до 12 часов ночи. Спектакль продолжался минут тридцать-сорок.
Играли приблизительно по 15 спектаклей в день. Сцена была размером десять аршин.
Показывали две программы. Одна: «Въезд шаха персидского», *Похороны папы
римского» и отдельные сценки: «Мельник и вор», «Непослушный осел». Перед въездом
шаха выходил фонарщик и зажигал фонари, потом шли процессии, ехали кареты,
маршировали войска. В другой программе показывали: «Русско-турецкая война на
море и на суше со взрывом турецкого монитора (военного корабля) и гибелью
экипажа» (когда погибал монитор, куклы прыгали в воду, тонули), «Переправа
русских войск через реку Дунай» и дивертисмент (фигуры зверей и людей разных
национальностей). Декорации были написаны на холсте, освещали сцену свечи.
Каждую куклу снизу вел один человек. Деревянная кукла стояла на подставке.
Из воспоминаний В. Прокофьева о механическом театре англичанина Роланда.
В театре Роланда был механический театр. Механический театр состоит из фигур, сделанных
из железа и фанеры. Размер их высоты от 25 до 50 см, в движение приводятся
снизу. Сцена – с порталом и кулисами, декорации представляют нужную местность.
Согласно этой местности происходит работа фигур. На заднем плане водяной массив
с механизированными волнами – изображение моря или реки, по которым движутся
лодки, пароходы, военные суда (Прокофьев поясняет в другом месте, что «водяной
массив» состоял из двух валов длиной 2 м, диаметром 15 см : нарисованными на них
волнами; в картинах, где действие происходит на воде, валы вращались, создавая
иллюзию набегающих волн). Можно ставить военные инсценировки, морские сражения,
кораблекрушение. На суше: движение лошадей, экипажей, комические приключения,
(проезд) поездов, трамваев, автомобилей, сухопутные бои со всеми видами оружия
(из описи, приложенной к воспоминаниям, следует, что куклы двигались по двум
рельсам длиной 2,05 м, а их перечень позволяет более конкретно представить исполняемые сцены).
Сцены из представлений Роланда:
Кланяющаяся фигура: выходит, снимает шляпу, делает поклон головой, надевает
шляпу, уходит. Повар и поваренок: выходит поваренок, играет с кастрюлей,
выбегает повар, бьет поваренка порожней кастрюлей. Охота на медведя: медведь
выходит на сцену; выходит охотник с пикой; медведь поднимается на задние лапы и
бросается на охотника; охотник убивает медведя. Охота на зайца: выбегает заяц;
выходит охотник, стреляет в зайца, заяц убегает за кулисы, охотник за ним, потом
возвращается с убитым зайцем в руках. Брыкающаяся лошадь: выезжает телега с
седоком. везущая ее лошадь брыкается, опрокидывает телегу, вываливая седока.
Олень: выбегает, наклоняет шею, щиплет травку, убегает. Пароход: когда плывет,
вертятся колеса, из трубы валит дым. Лебеди: плывут, изгибая и поворачивая шеи, поднимая крылья.
Далее ► Механический театр Сизова
Главная ► Мода и история театра