История моды маски куклы костюма

Механический театр

Речь пойдет о представлениях, которые называли в России «механическим театром». Название объединяет довольно разные виды представлений, но для всех них характерно использование механизмов, приводящих в движение одну или группу кукол, декорации, те или иные предметы. Механические театры были завезены в Россию европейскими мастерами. Сведения о них начинают просачиваться в газеты с середины XVIII века.

Примыкают к этим представлениям ящики, внутри которых перематывались ленты с картинками. Иногда внутри ящиков с помощью хитроумных приспособлений, зеркал, оптических приборов можно было менять изображение, показывая как бы превращение одного предмета или вида в другой. Называли эти театры панорамами, косморамами, волшебными фонарями. В России XIX столетия за ящиками с картинками закрепилось название «райки».

Листая подшивки «Санкт-Петербургских ведомостей» и «Московских ведомостей» (главных российских газет XVIII века), нередко встречаешь объявления такого рода: французский механик Тазие приглашает посмотреть «города, замки, церкви, сады, гавани, триумфальные ворота и прочие любопытства достойные вещи. Сверх же показывает и мореплавание кораблей, которое потом, к удивлению всех, превращается в прекрасную из светлых колеров состоящую живопись, а наконец в приятные сады, плоды, цветы и прочее. Еще же он показывает корабль, разбивающийся по причине жестокой бури об скалу, на которую человек из помянутого корабля выброшен...»

Другой мастер, также француз, Дюмолин объявляет о следующем: «Будет представлен ландшафт, в котором видны будут многие движущиеся изображения дорожных людей и возов, и многие работные люди, которые упражняются в разных вещах так натурально, как бы живые». В этих театрах-ящиках использовали, видимо, рисованные изображения.

В других ящиках-футлярах действовали механические куклы. В этих представлениях следовали короткие сценки, где куклы делали несколько механических, однообразных движений. Например, кукла русского мужика двигала головой и глазами «так совершенно, что можно его почесть живым»; крестьянка ткала ленты: «шесть лент вдруг тчет, так что оных от восемнадцати до двадцати дюймов в минуту поспевает, а между тем играют куранты»; маленькое апельсиновое деревце распускало листья, расцветало и покрывалось плодами; прыгала лягушка, которая «знает время на часах и показывает оное».

Далее ► Механика кукольных театров

Главная ► Мода и история театра