Более сложной формой механики кукольных театров были балеты с группой кукол и декорациям. Так, некий господин Мрочек объявлял, что на его театре будут представлены «две небольшие компании танцовщиков и танцовщиц. Первая представляет изрядный сельский балет крестьян и крестьянок. Театр изображает приятную и веселую деревню. По окончании балета деревня вдруг превращается в богатую залу, в которой видна компания, состоящая из турок и турчанок». Господин Мрочек добавляет, что музыка к балетам сочинена итальянскими балетмейстерами и капельмейстерами. Он извещает, что может со своим театром приехать в любой дом. Ходит по домам и «сюда приехавший итальянец. Имеющиеся у него куклы одеты на вкус итальянского театра и, представляя Панталона, Арлекина и пр., выходят на малый подвижный театр, между собою говорят и делают разные забавные телодвижения».
Наряду с переносными театрами-ящиками заезжие актеры привозили и более солидные по размерам и размаху механических чудес театры. Подобный тип нам знаком по последней стадии французских крешей, где механизированные куклы скользят вдоль сцены по рельсам или проволокам, скрытым от глаз публики, где в глубине вращаются валы с нарисованными волнами, позволяющими изображать море, шторм и другие водные картины, где оптические приспособления и световые перемены создают сцены чудес и превращений. Длинное объявление некоего господина Крамеса в «Московских ведомостях» служит примером представлений такого типа.
Объявление к номеру 19 «Московских ведомостей» 1833 года: «В новом Механическом
театре г-на Крамеса, на Моховой в доме г-на Панкова, сего марта 9-го, в четверг,
представлено будет:
ДОН ЖУАН, или КАМЕННЫЙ ГОСТЬ.
В первом действии. Донна
Изабелла прогуливается с Доном Филиппом, где Дон Жуан их подслушивает. (Театр
переменяется в сад.) Дон Жуан убивает на дуэли Дона Педро (театр переменяется в
улицу) и в ту же ночь с малым Пимперле убегает.
Во втором действии. Остров и
хижина, где живет пустынник, превращаются в два дуба. Дон Жуан убивает
пустынника, надевает его одежду и в оной же пустыне убивает своего брата
Филиппа, который отыскивает его в пустыне, и тело его превращается в воинский
герб.
В третьем действии. Пустой лес, где цветет яблоня; на оной яблоки и самое
дерево переменяются в кости; за сим из сего дерева является убитый Педро, в виде
духа на лошади, и в огне исчезает. Гостиница, где Дон Жуан ожидает духа Педро
в гости в двенадцатом часу; кресло обращается в духа и является, затем в пламени
исчезает; Дон Жуан в отчаянии упадает в кресла и погружается в сон; но чрез
приятное адажио пробуждается. Слышны громовые удары. (Театр переменяется в
кладбище.) Часы бьют двенадцать; по пробитии превращаются в адских духов,
которые ожидают прибытия к ним Дон Жуана; стол превращается в гроб, из которого
является письмо; слышен опять гром и сверкает молния; вслед за сим расступается
земля, и в сей буре и в чрезвычайном огне Дон Жуан проваливается в пропасть.
Примерно в это же время в Петербурге дает спектакли механический театр «Свет» (принадлежал французу Анри Мише). Сохранилось его описание: «В большой зале между колоннами сцена, по которой движутся куклы, сделанные из бумаги. Механик достоин похвалы. Куклы стреляют из ружей, танцуют балеты с ловкостью и, как водится, ссорятся и дерутся. Звери сделаны чрезвычайно хорошо, и движения их весьма натуральны».
В больших механических театрах куклы, вырезанные из картона или жест ти, управляются снизу, их цоколь движется по рельсу или по проволоке, протянутой вдоль сцены-ширмы, чуть ниже ее бортика. Сцена этих театров относительно обширная, для представлений требуется специальное помещение. Владельцы подобных механических театров снимают залы или отдельные балаганы на ярмарках или гуляньях. Количество кукол всегда велико – здесь, кроме чудесных превращений, любят представлять длинные процессии, военные походы, сухопутные и морские сражения, вереницы бытовых сценок. О репертуаре красноречиво говорят названия: «Переход Наполеона через Сен-Бернар», «Петр Великий на Ладожском озере», «Великодушный султан, или Морское сражение на Черном море», «Похороны папы римского», «Въезд шаха персидского», «Русско-турецкая война», «Переправа русской армии через Дунай», «Бомбированием взятие города Бендер русскими войсками», «Взятие Константинополя венецианцами в 1655 году», «Охта, или Льдяные горы с разными увеселениями российской Масленицы», «Мельник и вор», «Непослушный осел», «Повар и поваренок», «Охота на медведя», «Охота на зайца», «Олень», «Брыкающаяся лошадь» и т. п. Некоторые подробности о сценической технике театров итальянца Тарвита и англичанина Роланда рассказали работавшие у этих иностранцев И. А. Зайцев и В. Прокофьев (их воспоминания читатель найдет в приложениях к очерку).
Для больших механических театров требовалось уже несколько исполнителей, и их иностранные владельцы часто нанимали в помощники местных жителей. Как правило, это были подростки – начинающие народные ярмарочные актеры. Работая у иноземных хозяев, они жадно приглядывались к закулисной жизни, механизмам, осваивали технику, запоминали секреты, а потом, уйдя из знаменитого театра, использовали накопленный там опыт, иногда открывали свой собственный механический театр, в котором почти в точности копировали увиденное и узнанное у своих бывших хозяев. Как это происходило, можно судить по воспоминаниям И. А. Зайцева о механическом театре В. Я. Сизова, по рассказу Я. М. Бромфей на о начале его собственного механического театра.
Далее ► Мода на механические театры
Главная ► Мода и история театра