История моды маски куклы костюма

Любительские кукольные студии

В артистических и театральных кругах поднимался интерес к кукольному театру как к искусству, противопоставленному по своей природе театру живого актера. Философское понимание театра кукол выразил поэт К. Д. Бальмонт в стихотворении «Кукольный театр». Наступало время пресыщения натурализмом, закипавшего против него раздражения, неприятия его «как выражения буржуазно-мещанской ограниченности» (определение известного театроведа Б. И. Ростоцкого). «Основной болезнью театра стало ненужное усложнение художественного рисунка во вред общему плану... Тело живого театра покрылось наростами случайных подробностей, сыпью мелочей», – обобщала мнение многих людей из среды артистической интеллигенции искусствовед Ю. Л. Слонимская. Режиссеры, художники, музыканты, поэты и писатели искали выход из натуралистического тупика. Поиски одних уходили в прошлое (как у многих художников «Мира искусств», у создателей «Старинного театра», пытавшихся возродить пьесы прошлого и стиль их исполнения, у постановщиков кукольного спектакля «Силы любви и волшебства»). Поиски других устремлялись к открытию новых путей в искусстве, к созданию новых средств выражения.

Одной из форм протеста против натурализма стал символизм. Он вторгался во все области искусства, в том числе и на театральные подмостки. В театре он вступал в конфликт с живой плотью актера и привел к крайней мысли об идеальном актере символического театра – кукле. Эта идея была впервые высказана английским режиссером Гордоном Крэгом. В России провести эту мысль в жизнь взялся Андрей Белый, заявив о создании символического театра марионеток.

Среди причин, вызвавших «повзросление» домашнего театра, нужно назвать также продолжавшееся влияние Запада. Во второй половине XIX века в европейских литературных кругах появляются попытки создать театр кукол для взрослых. Во Франции возникают театр Мориса Санда, театр Лемерсье де Невилля, театр Синьоре, в Германии – театр мюнхенских художников, в Австрии – театр Рихарда Тешнера (художника, который под влиянием яванских кукол «ваянгов» впервые в Европе начал работать с тростевой куклой) и т. д. В разных странах стремятся поддержать или возродить приходящий в упадок народный театр кукол – организуют «общества друзей» народного театра кукол («Общество друзей Гиньоля» – во Франции, «Общество друзей Чанчеса» – в Бельгии и др.). В начале XX столетия, по словам одного из литераторов Петербурга, «волна возрождения марионеток докатилась и до России».

Все названные причины привели к созданию любительских кукольных студий. Они возникали одна за другой. Но довести работу до конца, поставить кукольный спектакль, показать его широкой публике долгое время никому не удавалось. Хронологически события развивались так.

В 1903 году Константин Бальмонт публикует свое философское стихотворение – размышления о природе кукольного театра. В 1907 году выступает в печати Андрей Белый. Осуществить его замысел и создать символический театр кукол берутся художники С. Судейкин и П. Дриттенпрейс. Задумано поставить «гностическое представление древних и его ритуал». Однако никаких сведений об этом спектакле не сохранилось, и, видимо, их намерение осталось проектом. В 1910 году делает попытку организовать театр Владимир Азов. Но и его порыв остался безрезультатным. В 1909–1911 годах, живя в Париже, создают маленькую студию Нина Яковлевна и Иван Семенович Ефимовы и Валентин Александрович Серов. Только один раз им удается собрать публику и показать свой спектакль. Но многое из художественных находок этой студии Ефимовы использовали позже в своей профессиональной работе кукольников.

В 1912 году художница Любовь Васильевна Яковлева с группой студентов пробует организовать театр кукол в Петербурге. Безуспешно. В 1914 году начинает выступать с кукольными скетчами режиссер Александринского театра Николай Петров. Вскоре он собирает кружок любителей, с которыми намеревается поставить «Зеленую птицу» Карло Гоцци. С ним работают Л. Яковлева, В. Форштедт (впоследствии артистка Ленинградского театра марионеток) и еще несколько человек. Яковлева делает перевод пьесы с итальянского, создает эскизы кукольных костюмов. Приглашают народного актера для уроков кукловождения и начинают репетировать. Но и этот спектакль не родился. Н. Петров поссорился с дирекцией Александринского театра и уехал в провинцию.

Далее ► Создание кукольных студий

Главная ► Мода и история театра