В 1915 году Евгений Вахтангов думает, вероятно, о постановке кукольного спектакля: в своих записных тетрадях он делает наброски пьесы для театра марионеток в стиле итальянской комедии масок. Однако и это остается только на бумаге. Мечтает о кукольном спектакле и К. С. Станиславский – около 1916 года он просит Алексея Толстого написать пьесу для кукольного театра в духе «Петрушки». Эта мечта так и не стала реальностью.
Ближе всего к созданию профессионального театра кукол подошли Ю. Слонимская и Ефимовы. Юлия Леонидовна Слонимская должна была написать статью по истории пантомимы для журнала «Аполлон». Собирая к ней материал, она увлеклась историей театра кукол. У нее появляется идея создать театр марионеток, воспроизводящий старинные кукольные пьесы. Она тщательно изучает все связанное с театром кукол, едет в Европу знакомиться с кукольными театрами и музеями и, вернувшись в Петербург, создает вместе со своим мужем, режиссером Петром Павловичем Сазоновым, студию. Для первой постановки выбрана французская балаганная пьеса XVII века «Силы: любви и волшебства». Перевел ее поэт Георгий Иванов. К работе над спектаклем привлечены лучшие артистические силы Петрограда.
Премьера состоялась в феврале 1916 года. Спектакль прошел несколько раз. Судя по рецензиям, столичная интеллигенция приняла его очень хорошо. Петр Павлович Сазонов много лет спустя вспоминал: «Обилие фантастики нам возможность показать разнообразие своих сценических возможностей. Среди волшебных явлений, которые Зороастр показывает приведенной им в свою пещеру Грезинде, особенно большое впечатление произвел менуэт, который танцевали две маленькие фигурки, танец карликов под прелестную польку, написанную Ф. Гартманом, затем турнир рыцарей, танец Демона с жабой и растущие на глазах у зрителей обезьянки, поддерживающие портал театра. Очень эффектно выезжала Юнона в третьей картине на облаках в колеснице, запряженной тремя павлинами».
У студийцев не было своего помещения, приходилось пользоваться любезностью знакомых, предоставлявших свои залы для спектаклей. Но главное произошло – их театр был открыт, не регулярно, но давал спектакли. И уже готовили новую пьесу – средневековый французский фарс «Адвокат Патлен». А поэт Н. Гумилев уже писал для театра «Гондлу» – драматическую поэму по мотивам скандинавских саг. Однако жизнь театра оказалась короткой: Ю. Слонимская и некоторые из студийцев эмигрировали после революции из России, и студия распалась.
В те же годы в Москве прокладывает дорогу к профессиональному театру Н. Я. Симонович-Ефимова. Вернувшись из Парижа, она часто показывает кукольные сценки в домах своих знакомых. В 1916 году ее приглашают выступить в клубе московских художников. Она принимает приглашение и готовит инсценировку басни Крылова «Пустынник и Медведь». Это ее первый выход на широкую публику. Он приносит ей успех и предложение участвовать в платных концертах.
На студии Ю. Слонимской и П. Сазонова, на выступлениях и платных концертах Ефимовых (Иван Семенович был постоянным партнером Нины Яковлевны) история дореволюционных домашних кукольных спектаклей смыкается с историей советского театра кукол. Домашний театр в своей студийной стадии приблизился к самой крайней точке, отделяющей его от профессионального. Но перешагнуть границу, отделяющую любительские начинания от профессиональной работы, выйти на широкую публику, начать регулярные выступления, создать художественный театр кукол и «поставить его на одну ногу с театральным зрелищем вообще» ему не удалось. Эти стремления осуществились после революции, в советском театре кукол, который круто изменил направление поисков, но унаследовал воспитательный принцип и высокую культуру домашнего дореволюционного театра. А во главе первых советских театров кукол, созданных в 1918 году, встали бывшие студийцы: Л. Яковлева-Шапорина в Петрограде, Н. и И. Ефимовы – в Москве.
Далее ► История кукол и сценических масок
Главная ► Мода и история театра