Детали работы кукольников проясняют произведения живописи: офорты, картины, рисунки и литографии. Остановимся на нескольких изображениях подобных представлений. Самое раннее из них относится к XII столетию, наиболее позднее – к середине XIX века. Разделяющие их семь веков свидетельствуют о долгой и устойчивой популярности этого вида уличного кукольного театра в Западной Европе.
Первое изображение было обнаружено среди миниатюр, украшавших средневековую рукописную книгу «Сад радостей», созданную около 1185 года. На миниатюре изображены мужчина и женщина, вероятно, пара бродячих кукольников. Они стоят лицом друг к другу по концам длинного узкого стола или доски на высокой подставке. Посередине доски – две фигурки сражающихся рыцарей в доспехах, с мечами и щитами. Сквозь фигурки от рук одного кукловода к рукам другого проходят две верёвки, перекрещивающиеся в центре, между фигурками. Фигурки висят на этих веревках, кукольники тянут по очереди то за одну, то за другую веревку, заставляя рыцарей двигаться – как бы делать боевые выпады мечами и защищаться щитами. Способ управления на этой миниатюре чуть отличается от описанного Кардани, так как куклы висят на двух нитях и работают двое актеров.
Пьетро Лонги. Ридотто (Вечер музыки и танцев в Венеции), 1751 год.
Другие найденные картины, повествующие о жизни кукол и масок, переносят нас в Венецию XVIII столетия. Их авторами являются известные венецианские живописцы и друзья Франческо Гварди и Пьетро Лонги.
Очень интересную картину написал ученик Лонги. Его картина также, как и полотно Франческо Гварди, называется «Приемная монастыря». Просторная зала в женском монастыре. Вдоль стен большие зарешеченные окна, затянутые с противоположной стороны плотными портьерами. На нескольких окнах портьеры раздвинуты, за ними видны монахини и послушницы, живущие в монастыре. Одни беседуют с посетившими их родственниками, сидящими около окон в приемной, другие наблюдают за тем, что происходит в зале.
Франческо Гварди. Приемная монастыря Сан Заккария, 1745 год.
А в зале происходит кукольное представление: на полу лежит доска, на ней стоят три фигурки – женская и две мужских; на женской – пышное длинное платье с кринолином, такое же, как на дамах, находящихся в приемной; фигурки нанизаны на веревку, которая привязана к ноге музыканта, играющего на волынке. Около доски на коленях стоит мальчик. Размахивая руками, он что-то говорит, обращаясь к группе гостей. Перед ним лежат узелок и палка. Из этого живописного свидетельства выясняется, на каком инструменте могли играть бродячие кукольники этого рода театра, а кроме того – как вел себя второй актер.
Пьетро Лонги. На карнавале (Вечер с носорогом), 1751 год.
Актер-кукольник
Гравюра Ж. Дюмона, 1739 год.
К XVIII столетию относится и гравюра Ж. Дюмона 1739 года. Здесь кукольник работает без помощника, положив свою доску-сцену прямо на землю. А на французской литографии (см. на предыдущей странице), в уголке которой авторская подпись: «Дюра, 1833», мы видим этот театр как бы крупным планом. Описание картинок на эту тему можно было бы продолжить, но и так уже ясно, что собой представлял этот простейший кукольный театр, развлекавший итальянскую уличную толпу на протяжении многих веков. Менялись лишь в соответствии с модой костюмы кукол, варьировались музыкальные инструменты.
Кардани слышал, что танцующих кукол народ называл - «магателли». Современные словари этого слова не содержат. Кукольники наших дней называют подобных кукол «планшетными» – очевидно, современный термин произошел от французского слова «ля пляншет» – доска. Традиция планшетных кукол как в Италии, так и повсюду в Европе угасла к концу XIX столетия.
Далее ► Бураттини или перчаточные куклы
Главная ► Мода и история театра